"За что?!"
Пилотам задержанного в Таиланде самолета с оружием смертная казнь больше не грозит, так как летчики не знали о характере перевозимого груза. Однако в тюрьму на десять лет их посадить все же могут
Москва. 19 января. INTERFAX.RU – Похоже, история с самолетом, задержанным в декабре прошлого года в аэропорту Бангкока из-за обнаруженного на борту оружия, вопреки опасениям, все же не приведет к смертной казни пилотов. Как сообщил во вторник агентству "Интерфакс-Казахстан" официальный представитель МИД Казахстана Аскар Абдрахманов, с экипажа арестованного Ил-76 сняты обвинения в хранении взрывчатых веществ. "Со слов адвокатов задержанных летчиков, смертная казнь им грозила по обвинению в хранении взрывчатых веществ, и данные обвинения на сегодняшний день сняты", - сказал собеседник агентства.
Ссылаясь на информацию, полученную сотрудниками казахстанской дипломатической миссии в Таиланде от адвокатов задержанных пилотов, Абдрахманов сообщил, что, по предъявленным летчикам обвинениям, наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
Как сообщалось, самолет Ил-76, следовавший из Северной Кореи, был задержан во время дозаправки в Бангкоке 12 декабря прошлого года, так как на его борту было обнаружено 35 тонн оружия. Тогда сообщалось, что. По законам Таиланда, экипажу, состоявшему из граждан Казахстана (53-летнего Ильяса Исакова, 53-летнего Александра Зрыбнева, 54-летнего Виктора Абдуллаева и 54-летнего Виталия Шумкова) и одного гражданина Белоруссии (54-летнего Михаила Петухова), грозило от 10 лет заключения вплоть до смертной казни. Дело в том, что, по правилам международного воздушного сообщения, в отношении военных грузов, следующих в Северную Корею или из нее, предполагаются санкции. Однако, по имеющейся информации, в данном случае летчики не знали о характере транспортируемого ими груза.
В минувшую пятницу, 15 января, дело в отношении экипажа самолета было передано на рассмотрение в органы прокуратуры Таиланда. "Первый этап расследования завершен, дело передано в прокуратуру, которая будет решать - отправить его на доследование или передать в суд", - сообщил тогда Аскар Абдрахманов, добавив при этом, что адвокаты задержанных летчиков возобновили попытки добиться освобождения своих подзащитных под залог.
Несколько дней назад экипаж самолета заявил о своей невиновности и попросил президента Казахстана Нурсултана Назарбаева содействовать их освобождению. "Заключение нас под стражу по ложному обвинению является нарушением наших прав и свобод! (...) мы просим вашей защиты и вашего вмешательства как гаранта защиты интересов Республики Казахстан и ее граждан!" - говорится в обращении казахстанских летчиков к Назарбаеву, которое они переслали из тюрьмы Bangkok Remand в редакцию газеты "Время".
По информации летчиков, рейс AWG-731/732 по маршруту Киев - Баку - Фуджейра - Бангкок - Пхеньян - Бангкок - Коломбо - Фуджейра - Киев они выполняли по заданию авиакомпании Air West Georgia и арендатора самолета авиакомпании AirTech из Украины.
"По контракту мы должны были перевезти общегражданский груз из Пхеньяна в Киев в количестве 35 тонн. Полет в Пхеньян прошел в штатном режиме и без замечаний. Прилетев в Пхеньян вечером 10 декабря 2009 г., мы поехали в гостиницу отдыхать, а наземный инженер Зрыбнев остался следить за загрузкой и правильным балансом самолета, - рассказали летчики в своем обращении. - Рано утром 11 декабря 2009 г., когда мы прибыли на самолет, груз был весь опечатан и опломбирован в ящиках из дерева и в ящиках из железа. Нам не дали досмотреть груз - объяснили, что он опломбирован и опечатан".
По словам членов экипажа, груз, согласно накладным, "значился как "механические части", а по виду напоминал части нефтедобывающего оборудования". "Да и не наше это дело - досматривать и проверять груз, это дело таможни и границы отправляющей стороны", - отмечается в письме.
"В полной уверенности, что это груз общегражданский", экипаж отправился в полет. По словам летчиков, после посадки 11 декабря 2009 г. в аэропорту Бангкока тайская таможня "заподозрила, что это военный груз, и задержала самолет". "На следующий день, 12 декабря 2009 г., при огромном количестве военных груз выгрузили и увезли. Мы не присутствовали при вскрытии груза. После чего, предъявив нам обвинения в том, что мы перевозим военный груз, нас арестовали", - сообщается в обращении.
В своем письме летчики рассказали также об условиях пребывания в тайской тюрьме, о том, какие усилия предпринимают адвокаты и казахстанские дипломаты по освобождению экипажа. "Судья может продлевать срок содержания в тюрьме до 7 раз по 12 дней (итого 84 дня) на время следствия. После чего нам должны предъявить официальное обвинение, и начнется судебный процесс, который может продлиться больше года! - сетуют летчики. - Нам стало известно, что, по законам Таиланда, нам грозит от 10 лет тюрьмы вплоть до смертной казни. За что?! Мы только выполняли рейс по перевозке общегражданского груза, как было сказано в контракте и сопроводительных документах! Вся вина должна лечь на отправлявшую сторону! Мы же только перевозчики и выполняли указание авиакомпании и арендатора самолета", - отмечается в обращении. "Если бы хоть что-то указывало на то, что это военный груз, то экипаж отказался бы от перевозки!" - утверждают летчики.