Туманные перспективы российского автопрома

Тяжелобольной отечественный автопром к концу года так и не пошел на поправку. Оживление в отрасли эксперты и чиновники перенесли на середину 2010-го. Причем роль главного лекаря автопрома как в ближайшей перспективе, так и в долгосрочной, отведена государству

Москва. 31 декабря. IFX.RU - Если в целом экономика России к концу уходящего года начала робко оживать, то это пока не касается автопрома. Хворая отечественная автопромышленность все еще не нащупала дна. В следующем году может наметиться лишь слабое восстановление отрасли. Подмогой для авторынка может стать программа утилизации старых машин. Однако эффективность этого проекта будет зависеть от формы его реализации.

Кризис съел полрынка

К концу года автомобильному рынку особенно нечем похвастать. Российский автопром по-прежнему далеко не в лучшей форме. За 11 месяцев нынешнего года рынок уменьшился ровно в два раза, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В ноябре темпы падения снизились до 46%, но и это пока не повод для радости - ведь год назад в это время по России уже ходил кризис, поэтому здесь не исключен эффект базы. Напомним, что по итогам октября падение составляло 52%, а за 10 месяцев - 51%.

Аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков оценивает падение рынка за 2009 год целиком на 50% до 1,5-1,6 млн автомобилей.

"Главной причиной падения объема продаж стало существенное сокращение объемов выдачи кредитов на покупку автомобилей", - говорится в аналитическом обзоре ИФК. Так, по оценкам агентства Автостат, реализация автомобилей в кредит в первом полугодии 2009 года сократилось на 80% в годовом выражении до 130-150 тыс. автомобилей. В то же время продажа автомобилей за наличный расчет сократилась на 20%.

В октябре министр промышленности Виктор Христенко заявлял, что падение продаж легковых автомобилей в России по итогам 2009 года по сравнению с 2008 годом может достичь 60%. По его словам, суммарный объем продаж в 2009 году составит около 1,4 млн машин.

В поисках дна

И, как это не печально, скорого восстановления отрасли эксперты не обещают. В целом к более уверенному росту автопром перейдет еще только через год - в 2011-м.

2010 год скорее всего будет тяжелым для автопромышленности в целом, и для сегмента легковых автомобилей в частности, полагает аналитик ИК "Тройка Диалог" Михаил Ганелин. Как рассказал IFX.RU М.Галенин , сначала оживление спроса ожидали уже в четвертом квартале текущего года, однако такие надежды не оправдались. Ноябрь вообще оказался одним из самых провальных месяцев.

Теперь М.Ганелин полагает, что некоторое восстановление на авторынке может наметиться «ближе к лету». Согласно оптимистичному сценарию, в 2010 году продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 15-20% к низкому уровню 2009 года. Однако, вполне возможно реализуется такой вариант развития, при котором рост составит 5-10%. В 2011 году, по словам М.Ганелина, рынок может вырасти на 30%.

Как отмечает аналитик ИФК "Метрополь", основные факторы спроса на новые легковые автомобили - рост покупательной способности и благосостояния граждан, а также экспорт в СНГ - вряд ли смогут оказать серьезное влияние на спрос ранее 2011 года.

Мнения экспертов и чиновников в этом вопросе практически совпадают. Министр В.Христенко тоже надеется, что отечественный авторынок "во второй половине 2010 года начнет восстанавливаться". "Мы уверены, что легковой сегмент крепко встанет на ноги уже к 2015 году, объем продаж увеличится до 3,2-3,4 млн авто. А к 2020 году устойчиво выйдем на 3,6 млн проданных машин, может, даже больше", - говорил он в интервью "Российской газете".

Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов прогнозировал рост продаж легковых автомобилей в России в 2010 году по сравнению с 2009 годом на уровне 5%, до 1,47 млн машин.

Такому нескорому восстановлению спроса на "железных коней" есть простое объяснение. "В отличие от покупки предметов повседневного спроса приобретение автомобиля подразумевает определенный размер накоплений, а также благоприятные ожидания в отношении будущих доходов (если автомобиль приобретается в кредит), - подчеркивает аналитик ИФК. - Следовательно, мы ожидаем некоторый временной лаг от момента начала восстановления экономики до начала роста спроса на автомобили.

"Чтобы люди вновь захотели покупать автомобили, у них должна быть уверенность в завтрашнем дне, чтобы они забыли про кризис", - рассуждает М.Ганелин из "Тройки Диалог". В настоящее время люди, вероятно, еще напуганы, и этот "чисто психологический эффект", по словам аналитика, сказывается на результатах продаж. Оказать помощь отрасли в такой ситуации может только господдержка, отмечает М.Ганелин.

Уповаем на государство

Надежды на подъем продаж "железных коней" в 2010 году эксперты связывают с российским вариантом программы "наличные за автохлам". "Мы ожидаем быстрый позитивный эффект от искусственных факторов стимулирования спроса - привлекательных условий потребительского банковского кредитования и запуска программы утилизации старых автомобилей", - говорит аналитик ИФК "Метрополь".

Напомним, что такая программа должна быть в тестовом режиме запущена с февраля 2010 года. В рамках проекта предлагается принимать к утилизации легковые автомобили (снаряженной массой до 3,5 тонн) старше 10 лет как отечественного, так и импортного производства, которые были зарегистрированы на последнего владельца не менее 1 года. При сдаче автомобиля в утиль владелец получит сертификат на 50 тыс. рублей, который может быть использован только на приобретение нового автомобиля отечественного производства, включая машины, производимые в режиме "промышленной сборки".

А.Рожков полагает, что эта программа окажется популярной у населения, "поскольку ее участникам удастся сэкономить 8-20% стоимости нового автомобиля". Реализация проекта должна стимулировать спрос на 200 тыс. автомобилей российской сборки и обеспечить до 12% суммарного спроса, отмечает аналитик.

Более сдержанно к перспективам программы относится М.Ганелин. Программа утилизации старых авто (при условии, что она будет запущена "правильно"), и параллельное снижение ставок по автокредитам, смогут поднять рынок на 15-20%, полагает аналитик ИК "Тройка Диалог".

Для достижения такого эффекта программа "наличные за автохлам" должна быть простой и понятной населению, не должна вынуждать граждан тратить время на заполнение груды бумаг и простаивание в очередях, поясняет М.Ганелин. Он напомнил, что аналогичные программы в развитых странах оказались чрезвычайно популярными. Однако, сможет ли Россия добиться аналогичного успеха, пока неясно. Как неясно и то, как именно будет реализовываться проект, отмечает аналитик.

Помимо того, стимулировать продажи автомобилей могут кредитные программы. Аналитик ИФК "Метрополь" считает, что уже в 2010 году ставки по автокредитам могут оказаться в докризисном диапазоне 9-15% .

"Мы ожидаем от правительства продления действия программы субсидирования процентных ставок на 2010 год. По расчетам Минпромторга, за 2009 год по программе льготного автокредитования будет продано около 120 тыс. автомобилей. По нашим оценкам в 2010 году объем продаж по этой программе может возрасти до 180 тыс. автомобилей - говорится в обзоре ИФК.

Дополнительным фактором спроса, как отмечает А.Рожков, станут традиционные госзакупки, объем которых, по данным главы Минпромторга В.Христенко, в 2010 году предварительно составит 20 млрд рублей против 32 млрд рублей в 2009 году. "Мы ожидаем, что от государственных закупок в основном выигрывают АвтоВАЗ и Группа ГАЗ, которые традиционно выигрывают государственные тендеры", - говорит анатик компании.

10 лет спустя

Что касается долгосрочных перспектив российского автопрома, то ключевую роль в его развитии вновь должно определить государство. Минпромторг подготовил программу развития отрасли до 2020 года, на которую может понадобиться 25 млрд евро инвестиций.

"Эта программа должна задать "правила игры" российским автопроизводителям на ближайшие 10 лет. Правительство должно будет выбрать из трех сценариев, предложенных Boston Consulting Group, тот, который отвечает национальным интересам и является экономически обоснованным", - напоминает А.Рожков из ИФК.

"Согласно сценарию "партнерство" государство должно ограничить доли иностранных компаний в предприятиях автопрома 50%, субсидировать кредитные ставки для автопрома и финансировать 50% инвестиций на НИОКР, а также обязывать производителей локализовывать производство ключевых компонентов. Мы полагаем, что правительство более расположено к принятию этого сценария, либо сценария "крупный экспортер", призванного обеспечить большую защиту ведущим национальным производителям - АвтоВАЗу, ГАЗу, КАМАЗу - от конкурентов, импортирующих автомобили", - полагает аналитик.

Между тем в долгосрочной перспективе зарубежные компании, имеющие производство в России (такие как Renault, Toyota, VW и др.) могут укрепить свои позиции на российском рынке, в том случае если российские заводы не смогут модернизировать производства и представить конкурентоспособные модели, считает А.Рожков.

Новости по теме

Нужно ли спасать покойника

Новости