И все-таки они летают!
Авиакомпании России пережили тяжелый год: рядовые граждане отложили полеты до лучших времен, компании урезали бюджеты на командировки. Государство также не спешило на помощь авиаторам. Тем не менее, потерь на фронте авиаперевозок было немного: темная история с банкротством КД-авиа и полураспад так еще толком не созданной "Росавиа"
Москва. 30 декабря. IFX.RU - На фоне громких новостей из Европы - об объединении British Airways и Iberia, Lufthansa и Brussels Airlines, банкротствах небольших компаний - российская гражданская авиация выглядела достаточно спокойно.
Не дождавшись своевременной господдержки, с весны главы авиакомпаний активизировали переговоры с кредиторами и поставщиками, пытаясь добиться реструктуризации обязательств и выделения новых займов. Еще в конце 2008 года, когда у авиаперевозчиков почти полностью истощились ресурсы на поддержание операционной деятельности, участники рынка указывали на неотвратимость крупных банкротств и объединений в наступающем году.
Между тем, пессимистические прогнозы не сбылись - первая пятерка "сенсациями" не порадовала. Кризис, спровоцировавший 10%-ное снижение перевозок по итогам года, ослабил одних, одновременно укрепив позиций других. Наиболее громкие истории 2009 года - смена руководства "Аэрофлота", банкротство "КД Авиа" с последующим арестом топ-менеджмента, планы IPO "Трансаэро", продолжающийся полураспад так и не созданного толком "Росавиа". Все эти события не являются прямым следствием кризиса, но лишний раз доказывают, что в авиации спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
С неба на землю
Отлетав новогоднюю программу, авиаперевозчики уже в январе-феврале ощутили перемену в настроениях пассажиров. Начало года вплоть до запуска летней программы в апреле и так считается низким сезоном, однако кризис добавил новых проблем - в условиях неопределенности резко сократилась глубина бронирования авиабилетов, а также само количество пассажиров. Рядовые граждане отложили планы до лучших времен, компании урезали расходы на командировки, а также отказались от высокомаржинального для авиаторов бизнес-класса.
В результате по итогам января-февраля пассажирские авиаперевозки рухнули на 19,2%, до 4,88 млн человек. Из компаний первой пятерки - "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", ГТК "Россия" и UTair - менее всех пострадал "Аэрофлот" (минус 7,7% к январю-февралю 2008 года), однако знаковым стало то, что впервые за несколько лет компания столкнулась с падением показателей.
В начале февраля авиакомпания "Сибирь", теперь уже третий по величине перевозчик в России и крупнейший на внутренних линиях, допустила технический дефолт, не выкупив облигации на 2,3 млрд рублей, спустя месяц дефолт стал реальным. В неофициальных беседах именно "Сибирь" называлась в числе первых кандидатов на банкротство в 2009 году - спасти перевозчика от этой судьбы могла лишь добрая воля кредиторов. Вместе с тем, остановка компании, перевозящей более 5,2 млн человек (по итогам 11 месяцев 2009 года, вместе с Globus), грозила бы серьезными неприятностями пассажирам, а также чиновникам Минтранса и Росавиации, ответственным за последующий развоз пассажиров компаний-банкротов.
Вопрос о господдержке "Сибири" был вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии в начале марта, однако заседание так и не состоялось, и поддержкой государства компании заручиться не удалось. В целом "Сибирь" не стала исключением: в ходе острой фазы кризиса и вплоть до конца октября госпомощь не получила ни одна компания из числа авиаперевозчиков. Исключением стали лишь субсидии за льготные перевозки пассажиров на Дальний Восток.
Новое лицо Аэрофлота
На фоне неразберихи на авиарынке активнее заговорили о том, что в отставку может быть отправлен Валерий Окулов, к тому моменту возглавлявший "Аэрофлот" 12 лет. Это была одна из самых долгоиграющих спекуляций: подобные слухи циркулировали на рынке с момента ухода с политической сцены тестя В.Окулова, первого президента России Бориса Ельцина.
И если раньше слухи оставались лишь слухами, то в марте этого года вопрос об отставке действующего и избрании нового генерального директора был вынесен на рассмотрение совета директоров и им одобрен.
Официальная версия смены гендиректора - во главе "Аэрофлота" в условиях финансовой нестабильности должен стоять профессиональный финансист, который позволит оптимизировать расходы и в целом усилить позиции компании во время кризиса. По неофициальным данным, отставка В.Окулова стала возможна после ухода с поста председателя совета директоров компании бывшего помощника президента Виктора Иванова (ныне - глава Роснаркоконтроля), покровительствовавшего гендиректору, и вызвана была недовольством действиями менеджмента со стороны Минтранса.
В частности, последние несколько лет менеджмент "Аэрофлота" активно прорабатывал возможность приобретения актива в ЕС - в то же время, не будучи резидентом Евросоюза, компания не могла рассчитывать на долю более 49%. Команду В.Окулова также обвиняли в невнимании к российскому внутреннему рынку и, в частности, в затягивании процесса по созданию дальневосточной "дочки". Также критики подвергся слишком дорогой проект строительства собственного терминала в аэропорту "Шереметьево", стоимость которого за время реализации подскочила более чем вдвое и по последним данным составляет $863 млн.
На смену профессиональному штурману В.Окулову пришел Виталий Савельев, который никогда ранее не был связан с авиацией, а последние годы работал в АФК "Система". Возглавив "Аэрофлот", В.Савельев сразу же отказался от притязаний на Czech Airlines, объявил о намерении оптимизировать расходы, а также избавиться от "роялти" - платежей иностранных перевозчиков, которые перечисляются "Аэрофлоту" за пролеты над территорией РФ.
В январе срок пребывания В.Савельева на посту гендиректора компании приблизится к девяти месяцам. К этому моменту компания успела сменить менеджеров на ключевых постах, отказаться от отдельного грузового бизнеса - "Аэрофлота-Карго", переименовать пассажирские "дочки" в "Донавиа" и "Нордавиа". Между тем, принципиальные вопросы - о будущем "дочек" в составе группы "Аэрофлот", повышении загрузки рейсов и др. - пока остаются открытыми. По итогам 11 месяцев 2009 года "Аэрофлот" (снижение перевозок на 7%), который в начале года демонстрировал лучшую динамику в первой пятерке, отстает от конкурентов - выходящих по итогам года в плюс "Трансаэро" и UTair.
Остановка по требованию
Частная калининградская компания "КД Авиа" могла стать первой в авиаотрасли, напрямую получившей бюджетные средства на расчеты с кредиторами и пополнение оборотных средств. Решение о выделении компании госсредств было принято в апреле - после того, как "КД Авиа" допустила почти суточную остановку из-за намерений лизингодателей вывести из оборота воздушные суда. Принципиальное решение о госпомощи вселило надежды в кредиторов, фактически отсрочив на полгода момент остановки компании.
В истории "КД Авиа" больше вопросов, чем ответов
Во-первых, решение о выделении компании 4 млрд рублей озвучил в июле лично премьер-министр Владимир Путин. Средства из федерального бюджета были переведены в региональный бюджет Калининградской области, но до конечного адресата так и не дошли: область и основной кредитор компании банк "Санкт-Петербург" не смогли согласовать условия допэмиссии и доли своего участия в АО. Впоследствии руководство Калининградской области официально поясняло, что в правительственном постановлении о выделении 4 млрд рублей указывалось, что средства выделены "для нужд Калининградской области" - о "КД Авиа" речи не шло.
Узнав о том, что рассчитывать на госсредства не стоит, руководство "КД Авиа" уведомило Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) о прекращении операционной деятельности, прекратив продажи билетов с 1 сентября. По неофициальным данным, решение принималось банком "Санкт-Петербург". Уже через три дня, 4 сентября, руководство компании инициировало процедуру банкротства.
Между тем, банкротством история не закончилась - в начале декабря по обвинению в преднамеренном банкротстве неожиданно были арестованы топ-менеджеры "КД Авиа", бывший владелец АО Сергей Грищенко и исполнительный директор Леонид Ицков. Позже адвокаты арестованных пытались оспорить решение суда, однако арест был оставлен в силе. Решение тем более вызвало удивление участников отрасли - ведь к частным акционерам компаний альянса AiRUnion, которым фактически управляли красноярские предприниматели братья Александр и Борис Абрамовичи, претензий в свое время не возникло.
Небесный тихоход
В уходящем году ни на шаг не сдвинулось создание авиахолдинга "Ростехнологий" и Москвы - авиакомпании "Росавиа". В сентябре 2008 года, когда было заявлено о создании конкурента "Аэрофлота", за основу "Росавиа" брались ныне обанкротившиеся перевозчики альянса AiRUnion - "Красноярские авиалинии", ДАЛ, "Самара", "Омскавиа". Теперь основная ставка делается на "Атлант-Союз" и ГТК "Россия", которые весь прошедший год из-за многомиллиардных долгов рисковали последовать примеру своих предшественников.
В декабре, отвечая на вопросы журналистов, какие из авиакомпаний остаются в группе риска, тогдашний глава Росавиации Геннадий Курзенков неожиданно назвал ГТК "Россия", отметив, что долги перевозчика превышают 6 млрд рублей. О своей готовности поучаствовать в спасении компании помимо "Ростехнологий" сразу же заявил и Санкт-Петербург, оговорившись при этом, что собственных средств для компании не имеет. В самом конце года правительственная комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики решила выделить ГТК необходимые 3,9 млрд рублей бюджетных средств напрямую. Если не учитывать опыт "КД Авиа", так и не получившей бюджетные средства, ГТК "Россия" - первая, кому будут выделены субсидии из бюджета.
Между тем, несмотря на заявления властей Санкт-Петербурга и "Ростехнологий", вопрос о собственниках авиакомпании остается открытым - вплоть до завершения акционирования ФГУП через 6-8 месяцев.
Войдет ли в "Росавиа" московский "Атлант-Союз", который также не может по сей день разрешить проблемы с долгами, не известно. Источники в столичном правительстве указывают на то, что Москва взяла тайм-аут для того, чтобы разобраться с долгами перевозчика, а также определить свое место в проекте. Показательно, что городские чиновники не следили за тендером госкорпорации по закупке крупной партии среднемагистральных самолетов (50 плюс 15 в опционе), отмечая, что это не их заботы.
Сами же итоги тендера, пышно презентованного госкорпорацией в августе этого года на МАКСе, были перенесены с декабря еще на 3 месяца, для того, чтобы определиться со стратегией и затем - потребностями авиахолдинга в самолетах.
Лед тронулся!
Начиная с октября этого года гражданская авиация стала не только демонстрировать умеренный рост (плюс 2,2% по сравнению с октябрем прошлого года), но и добралась, наконец, до средств господдержки. Госгарантии получили "Сибирь" (3,5 млрд рублей), "Уральские авиалинии" (1,1 млрд рублей), "Трансаэро" (2,25 млрд рублей), о прямой поддержке ГТК "Россия" (3,9 млрд рублей) было объявлено в декабре. Это внушает надежду на то, что в следующем году "пятерка" останется на рынке, и некоторые игроки, возможно, укрепят свои позиции.
В целом авиакомпании могут быть довольны собой уже потому, что, несмотря на пессимизм, самостоятельно - без помощи государства - выжили в условиях кризиса. Между тем, оказавшись в равных условиях дефицита финансовых ресурсов, компании продемонстрировали разные успехи либо неудачи:
- - "Аэрофлот" не прибегал к госпомощи; ввел в строй собственный Терминал D в аэропорту "Шереметьево"; по итогам 11 месяцев перевозки сократились на 6,9%, процент занятости пассажирских кресел - 69,5%.
- - "Трансаэро" расширила географию за счет 11 городов РФ; договорилась о госгарантиях на 2,25 млрд рублей; разместила облигации на 3 млрд рублей; объявила о планах по размещению акций на бирже; перевозки выросли за 11 месяцев на 1,4%, процент занятости пассажирских кресел - 73,3%.
- - "Сибирь" договорилась о реструктуризации облигационного займа на 2,3 млрд рублей, а также получении госгарантий на 3,5 млрд рублей. Перевозки за 11 месяцев снизились на 16%, процент занятости пассажирских кресел - 76,6%.
- - ГТК "Россия" договорилась о прямых субсидиях государства на 3,9 млрд рублей; снизила перевозки на 16,8%; занятость пассажирских кресел - 71,1%.
- - UTair продемонстрировал самый высокий рост перевозок среди компаний "пятерки" - 6,1%; занятость пассажирских кресел - 73,3%; планирует разместить облигации на 3 млрд рублей.
По итогам 2009 года общее снижение перевозок прогнозируется на уровне 10%.