Условно публичное машиностроение
Кризис заставил предприятия тяжелого машиностроения возвращаться на рынки капитала: несколько компаний готовы стать публичными уже в 2010 году. Альтернативный вариант - идти на сделку с государством, заявляя "проекты будущего" под госсредства. Немало и тех, кто идет по этому пути
Москва. 29 декабря. IFX.RU - К концу года в тяжелом машиностроении четко обозначилась тенденция, которая, скорее всего, будет определять его развитие в ближайшие годы. Кризис заставил предприятия отрасли возвращаться на рынки капитала: несколько компаний готовы стать публичными уже в 2010 году. Альтернативный вариант - идти на сделку с государством, заявляя "проекты будущего" под госсредства. Немало и тех, кто идет по второму пути.
Investor relations
В последние годы российские машиностроители не жаловали частных инвесторов, даже несмотря на крайне благоприятную конъюнктуру на рынках капитала. Последние публичные размещения в отрасли прошли аж в 2003 году (если не считать прошлогоднее private placement группы "Энергомаш"), и с тех пор компании ограничивались лишь редкими заявлениями о намерениях провести IPO и выпуском долговыми инструментами. Одновременно основные активы постепенно уходили под влияние государства или близким к нему структур.
Кризис заставил компании более широко смотреть на источники привлечения инвестиций и оценку бизнеса. В конце ноября листинг на РТС решил провести "ЭМАльянс", который, вопреки намерениям, за последние полтора года так и не смог привлечь стратега через частное размещение. Фактический вывод акций на биржу ожидается уже в I квартале 2010 года. Конкретные параметры размещения пока не определены, но речь идет о пакете до 50% минус 1 акции, говорят источники в компании.
"Если раньше стратегия привлечения инвестиций предполагала сделки M&A, сейчас есть понимание того, что эти процессы должны быть публичными", - поясняет один из собеседников "Интерфакса". По его словам, листинг позволит определить предварительную стоимость акций и интерес к ним: "В зависимости от этого интереса будут приниматься дальнейшие решения". Стремление "ЭМАльянса" привлекать средства понятно: летом компания допустила техдефолт по выкупу выпуска облигаций на 2 млрд рублей в рамках оферты.
"Вялотекущие" переговоры с европейскими инвесторами о private placement своих акций в начале года вела и другая машиностроительная компания - "Группа ГМС" (бывшая "Гидравлические машины и системы"). Хотя размещение так и не состоялось. "Долги (в феврале составляли 3,5 млрд руб., все рублевые) рефинансированы, более 50% - сейчас составляют кредиты от 3 до 5 лет. Уровень долговой нагрузки приемлемый (долг/EBITDA составляет 2,4), так что потребности в акционерном капитале для погашения долгов у нас нет", - пояснил директор по рынкам капитала и отношениям с инвесторами ГМС Александр Рыбин.
В то же время, по его словам, группа ГМС не отказывается от планов публичного размещения акций. "Для дальнейшего развития нам понадобится акционерный капитал, и мы не исключаем возможности IPO в 2010-2012 гг.", - отметил А.Рыбин. О том, что компания "технически готова к нему", топ-менеджер говорил еще зимой, оговариваясь, однако, что, вероятно, сроки будут перенесены с 2010 г. на 2011 г.
Сразу две компании в конце года заявили о выпуске биржевых облигаций. "Трансмашхолдинг" (ТМХ) готовит 3-летние бумаги на 9 млрд руб. Целей привлечения средств ТМХ, впрочем, не раскрывает, равно как и сумму долга (по состоянию на 31 декабря 2008 года она составляла около 6,55 млрд руб.). До этого, весной, акционеры компании договорились о продаже блокпакета ее акций французскому концерну Alstom. Первый транш составит $75 млн, сумма второго привязана к показателям за 2009-2011 гг. До кризиса еще 25%+1 акция ТМХ были проданы "Российским железным дорогам" (РЖД) за 9,3 млрд руб. (порядка $400 млн по курсу 2008 г.).
Пермские "Мотовилихинские заводы", в свою очередь, намерены выпустить биржевые бонды на общую сумму 6 млрд руб. и рассчитывают разместить их под 14% годовых. Средства первых двух выпусков планируется направить на замещение более дорогих кредитов, привлеченных под 17-18% годовых. Третий выпуск планируется разместить после утверждения инвестпрограммы, он будет направлен на ее финансирование, остальные 2 одобренных выпуска пока решено оставить "резервными".
Нечто похожее на подготовку к привлечению сторонних инвесторов происходит и в группе "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ). Ее мажоритарий - Газпромбанк (ГПБ) - консолидирует доли в наиболее значимых активах ОМЗ в управлении ЗАО "ГПБ - Управление активами". В дальнейшем пакеты передаются двум ЗПИФам. В ЗПИФ прямых инвестиций "ГПБ - Промышленные инвестиции" передается 60% акций мажоритария самих ОМЗ - ЗАО "Форпост-менеджмент", а также 21% акций ОАО "ЗиО (РТС: PDMS)-Подольск" (актив, подконтрольный структурам "Росатома").
Еще 25,54% акций "Форпоста" предполагается включить в состав имущества ЗПИФ акций - "Газпромбанк-Машиностроение". В него же, в том числе, передаются 85% ЗАО "Группа Химмаш" (управляет активами ОМЗ в нефтегазовом машиностроении), а также 44% ЗАО "Машиностроительная корпорация "Уралмаш" (СП ОМЗ и "Металлоинвеста", владелец "Уралмашзавода"). В дальнейшем через них может быть привлечен профильный инвестор, не исключают аналитики.
Говорят о стратегическом инвесторе и владельцы концерна "Тракторные заводы" (КТЗ), чей долг летом достигал 36 млрд рублей. "Индикативное" (как говорит мажоритарий КТЗ Михаил Болотин) размещение акций материнской Machinery & Industrial Group (M&IG) группа провела еще в конце 2008 года. Тогда компания получила листинг на Франкфуртской фондовой бирже и разместила акции в форме GDR (по данным источников "Интерфакса" - менее 1%).
В первой половине 2009 года топ-менеджеры КТЗ сделали сразу несколько заявлений о возможных механизмах привлечения средств, в том числе назывались планы SPO и private placement. Черту под этими заявлениями в июле подвел М.Болотин: группа готова до конца года продать финансовому инвестору пакет "префов" M&IG с правом buy-back в течение 5 лет. Впрочем, пока намерения прямой продажи так и остаются намерениями: "До конца года вряд ли что-то решится ", - заявил недавно агентству источник в компании.
Почему сделка затягивается? Возможно, потому, что "Тракторные заводы" до сих пор рассчитывают на помощь государства для рефинансирования 30 млрд рублей долга. "У нас оба сценария. Мы продаем часть акций, и деньги идут на погашение части долга - либо мы не продаем и просто реструктурируем долги", - говорил осенью М.Болотин.
Сделка с государством
Ситуация "Тракторных заводов" прекрасно иллюстрирует дилемму, которая возникла перед многими машиностроительными компаниями. В преддверии прошлого Нового года правкомиссия по повышению устойчивости российской экономики включила почти полсотни машиностроительных предприятий в перечень для государственной поддержки. И статус системообразующих по-прежнему внушает компаниям надежды.
Оказался среди них и КТЗ, акционеры которого в качестве вариантов поддержки предложили выпустить целевые облигационные займы и даже допустили возможность вхождения государства в уставный капитал. Поддержку концерн, действительно, получил. Например - наряду с другими компаниями отрасли - преференции от таможенно-тарифного регулирования. Кроме того, предприятия "Тракторных заводов" значатся в списках получателей различных субсидий и участников различных госпрограмм в сфере АПК и ОПК. Складские запасы сокращены до минимума, массовых сокращений удалось избежать.
Однако это также не решает главной проблемы - больших долгов, реструктурировать которые правительство соглашается лишь при условии внятной инвестиционной программы, а в идеале - при наличии статусных проектов. Примеров тому за последние годы была масса. К середине года правительство "спасло" НПО "Сатурн" - одного из участников программы российского регионального самолета SSJ-100, производителя авиадвигателей SaM-146. Компания, допустившая целый ряд дефолтов по облигациям, получила 10 млрд рублей черед допэмиссию, а банк ВТБ открыл ей 5-летнюю кредитную линию лимитом 14,3 млрд руб.
Более того, с "Роснано" и Газпромбанком "Сатурн" начал строительство завода по производству инструментов стоимостью 1 млрд рублей (половина - средства госкорпорации). В свою очередь, "Газпром" запланировал разрабатывать и выпускать на предприятии энергогенерирующие установки, а "дочка" НПО - "Сатурн-Газовые турбины" - получила статус генподрядчика по возведению "под ключ" энергетических объектов на базе газотурбинных агрегатов.
Другое предприятие (хоть и государственное, но с обновленным менеджментом) - "Уралвагонзавод" (УВЗ) - в условиях падения числа контрактов получило заказ для проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан" на 5,4 тыс. новых цистерн, а заодно и статус перевозчика нефти в качестве владельца доли в СП "Востокнефтетранс" с "Транснефтью". А в декабре УВЗ было поддержано очередными 10 млрд рублей в уставный капитал - для финансового оздоровления (долговая нагрузка - 61 млрд руб.), а также обслуживания кредитов и лизинговых соглашений. Кроме того, завод получил обещание "дочки" РЖД - "Первой грузовой компании" - заказать в 2010 году 7,8 тыс. полувагонов и цистерн.
Скорректированная инвестпрограмма к концу года появилась и у КТЗ. До 2015 г. компании требуется 32 млрд рублей (ранее до 2015 года концерн планировал инвестировать в развитие лишь 24 млрд рублей). 20 млрд рублей из них требуются на капвложения, 12 млрд рублей - на оборотные средства. В программе - 13 проектов по созданию новых видов техники. Сроком окупаемости - 5-8 лет. "Осуществляемая часть (22,5 млрд руб.) является заемной", - заявила компания. Одобрение сделок с банками-кредиторами (в том числе - по госгарантиям и новым кредитам) с многомиллиардными лимитами уже были вынесены на внеочередные собрания акционеров, поэтому, не исключено, что продавать пакет акций КТЗ не потребуется.
Вопрос государственного финансирования, как выяснилось осенью, актуален и для "Силовых машин". Компания строит под Санкт-Петербургом новый завод для выпуска энергетического оборудования. Инвестиции только в первую очередь завода, которую предполагается возвести к III кварталу 2012 года, достигают 6 млрд рублей. Планы, в том числе, увязаны с потребностями "Росатома". На мощностях предприятия предполагается производить тихоходные и быстроходные турбины и турбогенераторы для АЭС.
Весь проект планируется финансировать за счет собственных и заемных средств. В октябре зампред Внешэкономбанка Анатолий Балло сообщил, что ВЭБ рассматривает возможность финансирования проекта по строительству нового завода "Силовых машин" стоимостью $1 млрд. "Для такого проекта нужна поддержка государства, желательно финансирование из Инвестфонда", - отметил тогда он.
Вся власть инвестпроектам
Как ни странно, идея "господдержка в обмен на инвестпроекты" интересна даже не столько предпринимателям, сколько самому государству. Точнее, госбанкам, в залоге у которых масса активов, и то, что банк еще не владеет этими залогами, - исключительно его добрая воля. В конечном счете, для управления этими "вынужденными приобретениями" необходимо создавать профильные департаменты или компании, нанимать штат менеджеров и т.д. А более высокая эффективность частного управления по сравнению с государственным - аксиома, доказанная практикой.
Именно потому Сбербанку, например, проще оставить активы той же группы "Энергомаш" старому менеджменту, одновременно обанкротив, создать на их основе "чистое" СП с "Росатомом" и продать его с "длинными" кредитами и правом обратного выкупа для прежних владельцев. Судя по просочившимся в прессу данным, именно такое решение проблемы предлагает управление по работе с проблемными активами банка. Большинство из заводов "Энергомаша" уже подали заявления о несостоятельности (группа не обслуживает долг Сбербанку в размере 16 млрд руб. при общем долге в к 30 млрд рублей).
Большинство в совете директоров "новой" машиностроительной группы получат представители банка и "Росатома", однако оперативное управление останется у нынешнего бенефициара группы Александра Степанова, который также будет обладать правом buy-back "при выполнении определенного бизнес-плана". При этом кредиты на покупку активов "Энергомаша" созданная компания вернет Сбербанку через 6-7 лет - за счет операционной деятельности предприятий: по сути, банк профинансирует погашение долга "Энергомаша" перед всеми остальными кредиторами.
Какая из стратегий окажется более эффективной, судя по заявленным срокам публичных размещений, может стать ясно уже к весне следующего года. В любом случае, впрочем, дополнительные инвестиции позволят отрасли сократить долговое бремя и увеличить вложения в новые технологии, а "проекты будущего" - не растерять окончательно способность к промышленному производству в непростые годы.