Тяжелая ноша доллара
Быть эмитентом мировой резервной валюты - тяжкая ноша в кризисные времена и неплохие дивиденды в периоды благоденствия, выяснили в McKinsey. Экономика США в докризисные годы получила выгоду от эмиссии мировой резервной валюты на уровне $115-185 млрд. Зато за июль 2008 года - июнь 2009 года убытки могли составить до $5 млрд
Москва. 28 декабря. IFX.RU - Скачки курса доллара свидетельствуют о напряженности в мировой валютной системе. Это вновь активизировало дебаты о том, кто мог бы его заменить в качестве резервной валюты. Но мало кто задается вопросом - каковы льготы и затраты страны-эмитента глобальной валюты? Эксперты McKinsey попытались ответить на него.
Выяснилось, что статус доллара дает Соединенным Штатам "непомерные привилегии" из-за статуса валюты в "нормальные" годы и приносит сплошные убытки в периоды нестабильности мировой экономики.
В "нормальный" период, который в исследовании McKinsey определен 2007-2008 годами, чистая финансовая выгода для Соединенных Штатов от статуса доллара как мировой резервной валюты составила приблизительно $40-70 млрд, или 0,3-0,5% ВВП.
В исследовании делается вывод, что у эмитента резервной валюты есть как минимум две льготы. Так, США пользуются долларами для расчетов с нерезидентами бесплатно, и их доход при этом составил $10 млрд. Еще одна выгода в том, что резиденты в Соединенных Штатах могут привлечь капитал более дешево. В McKinsey считают, что это помогло сэкономить в целом $90 млрд.
Но за кризисный год (с июля 2008 года по июнь 2009 года) чистая финансовая выгода существенно упала. Максимум, что могли получить США - это $25 млрд, а то и вовсе убытки - превышение издержек над выгодой на $5 млрд. Такова плата за статус мировой резервной валюты. И все потому, что доллар, который воспринимается инвесторами, как безопасная валюта, переоценен на 5-10%.
От такой переоцененности валюты страдает не только американский экспорт. Более дешевый импорт начинает конкурировать с товарами американских производителей уже внутри страны. В лучшие времена торговые издержки составляли $30-60 млрд. А в кризисный период торговые издержки подскочили до $85-115 млрд, или 0,5% ВВП страны.
В итоге эффект "доллара", как резервной валюты, в целом на экономику снизился до $15-75 млрд (0,1-05% ВВП) против докризисных оценок в $115-$185 млрд, или 0,9-1,4% ВВП страны.
И все же McKinsey находит, что в недалеком будущем найти преемника доллару не удастся.
Вряд ли им станет европейская валюта, занимающая скамейку "запасных". В кризисный год потери евроэкономики от резервного статуса евро оцениваются экспертами McKinsey в $25 млрд. Эксперты считают, что еврозона не сильно будет стремиться к укреплению статуса своей валюты в следующее десятилетие: слишком неочевидны выгоды. Но если евро уравняется с долларом в статусе региональной валюты к 2020 году, то это будет стоить объединенной Европе 0,1% ВВП.
К появлению новых региональных резервных валют эксперты McKinsey также относятся довольно скептически, указывая, что даже валюта Китая, страны с впечатляющим экономическим ростом, еще даже не свободно конвертируемая.
Проанализировав ситуацию, в McKinsey делают вывод, что в обозримом будущем система резервных валют не претерпит изменений. И еще они отмечают, что учитывая давление на обменные курсы и масштаб движений капитала, статус резервной валюты может представлять существенные угрозы для стабильности глобальных денежных рынков и угрозу конкурентоспособности экономических систем и корпораций.
McKinsey в декабре 2009 года провела глобальный опрос руководителей бизнес-единиц и выявила, что волатильность обменных курсов имеет существенный отрицательный эффект на прибыль и инвестиционные планы компаний. Так, приблизительно 21% респондентов заявили, что неуверенность в обменном курсе уменьшила их запланированные инвестиции на следующие два года. И 29% сообщают, что обменные курсы имеют "чрезвычайно" или очень существенный эффект на прибыль компании.
Так как же может выглядеть мировая резервная валютная система через 10 лет? Для этого у экспертов McKinsey есть три сценария.
Первый - он же основной. По нему евро в течение 10 лет продолжит укреплять свой статус резервной валюты, при этом доллар остается доминирующей резервной валютой. К 2020 году евро составит 36% в официальных мировых запасах, а доллар - 45%. При этом предполагается рост глобального ВВП.
Второй сценарий - ускоренный. Случись он, и доллар и евро к 2020 году будут составлять одинаковую долю в мировых запасах - по 45%. Эксперты называют такой вариант "двойной запасной валютной системой".
Третий сценарий включает еще более агрессивную перспективу роста мирового ВВП и маловероятный вариант, когда американская валюта не имеет резервного статуса, а все мировые валюты оцениваются одинаково против доллара.