ВСТО: старт дан

Россия запустила первую очередь нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), призванную диверсифицировать поставки отечественной нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Новогодний подарок стране, стоимостью почти в 360 млрд рублей, "вручил" премьер Владимир Путин. Строительство второго этапа ВСТО начнется в 2010 году

Козьмино (Приморский край). 28 декабря. IFX.RU - Глава правительства Владимир Путин осуществил торжественный пуск в эксплуатацию нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью сорта ВСТО.

Как передал корреспондент "Интерфакса", запуск системы был осуществлен после того, как диспетчер АК "Транснефть" доложил о готовности судна к приему нефти.

В.Путин после запуска системы расписался в книге почетных гостей: "Поздравляю с началом работы, с Новым годом. Удачи".

Трубопроводная система ВСТО призвана диверсифицировать поставки российской нефти и открыть для страны новый перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

"Это большое событие для отрасли и региона", - сказал премьер.

В.Путин напомнил, что решение о строительстве системы было принято 31 декабря 2004 года. "За пять лет мы завершили все, что задумали", - подчеркнул он.

По его словам, стоимость первой очереди ВСТО составила 360 млрд рублей, и еще 60 млрд рублей освоено на строительстве порта в Козьмино. "Для России это серьезное событие. Это стратегический проект, который позволяет выйти на новые рынки АТР. Россия присутствует там, но в недостаточном объеме", - сказал премьер.

При этом он подчеркнул, что "нам удалось все сделать в условиях мирового финансового кризиса, без сбоев".

"Я вас поздравляю, это отличный подарок России к Новому году", - сказал В.Путин.

Он также напомнил, что с самого начала реализации проект сталкивался с трудностями. В частности, с вопросом определения направления строительства нового трубопровода: на Север или на Дальний Восток.

"Мы приняли решение выйти на Дальний Восток", - сказал он, добавив, что это позволит дать толчок развитию этого региона и диверсифицировать поставки сырья.

Как сообщил журналистам президент АК "Транснефть" Николай Токарев, первый танкер, загруженный нефтью нефтяной компании "Роснефть", будет отправлен в Гонконг.

Трасса линейной части первой очереди Восточного нефтепровода проходит по маршруту Тайшет (Иркутская область) - Усть-Кут (Иркутская область) - Ленск (Якутия) - Алдан (Якутия) - Сковородино (Амурская область). Протяженность линейной части - 2694 км, мощность - 30 млн тонн нефти в год. От Сковородино нефть железнодорожными составами будет направляться к Тихому океану. Из общего объема нефти 15 млн тонн будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от ВСТО в районе Сковородино.

Нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО на рынок АТР, качественно превосходит сорт Urals - она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Исходя из этого было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием "ВСТО".

Победителем тендера по покупке первой партии сырья стала финская компания финская IPP Oy, которая предложила максимальную премию к цене продавца - $0,5 за баррель. Цена на нефть "ВСТО" в рамках пилотных продаж определяется по формуле: средняя котировка нефти сорта Dubai за месяц отгрузки, плюс премия (скидка), предлагаемая участниками тендера. В последующем, по мере развития данного экспортного канала, формула ценообразования на поставляемое сырье будет совершенствоваться.

Сетевой тариф на перекачку нефти по ВСТО утвержден в размере 1 тыс. 598 рублей за тонну, он включает в себя услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам АК "Транснефть" с учетом использования железнодорожного транспорта и услуг по перевалке. По расчетам "Транснефти", себестоимость транспортировки нефти до порта Козьмино составляет примерно $130 за тонну, разницу планируется компенсироваться за счет сборов, полученных на других направлениях. С 1 января среднее увеличение тарифов на транспортировку нефти по системе "Транснефти" составил 15,9%.

С учетом минимизации всех рисков, прежде всего экологических, первоначальная трасса ВСТО-1 была перенесена севернее озера Байкал. Строительство системы началось в апреле 2006 года. В октябре 2008 года в реверсивном режиме начал работать участок Талакан-Тайшет. Первая очередь ВСТО обошлась в 378 млрд рублей.

На втором этапе проекта, к которому "Транснефть" приступает в начале 2010 года, предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино - побережье Тихого океана и увеличение мощности морского терминала.

На прошлой неделе президент АК "Транснефть" Николай Токарев в интервью телеканалу "Вести" сообщал, что в течение ближайших 10 дней будет известно де-юре, кто будет строить вторую очередь. Он уточнял, что это будут подрядчики, способные строить по 400-500 км и более. При этом он добавил, что "Транснефть" в рамках второй очереди проекта рассматривает возможность использования подрядных организаций, которые работают для "Газпрома" по проекту строительства газопровода Ванино-Хабаровск-Владивосток практически в одном коридоре с АК.

Новости по теме

Путин нашел алмаз

Новости