Курс на Гонконг
Возможно, российским компаниям удастся освоить новый для себя рынок и получить доступ к капиталу Юго-Восточной Азии и Китая. В 2010 году провести IPO на бирже Гонконга могут 8-9 наших компаний. Ближе всех к размещению подошла ОК "РусАл". На очереди лизинговая компания "Ильюшин Финанс"
Москва. 24 декабря. IFX.RU - Гонконгская фондовая биржа, по данным на конец ноября 2009 года, вышла на первое место в мире по объему IPO, сообщила газета "Дагун бао". Суммарный объем IPO на Гонконгской бирже за январь-ноябрь текущего года составил $23,9 млрд. В сообщении говорится, что с началом постепенного "потепления" на мировых рынках инвесторы проявили наибольший интерес именно к Гонконгской бирже. Суммарный объем IPO на Гонконгской бирже составляет 24% от общемирового, в то время как в США эта доля не превысила 23%.
Газета отмечает, что "главными игроками IPO на гонконгском рынке стали китайские предприятия". Из 66 новых компаний, зарегистрированных на бирже, 48 - предприятия материкового Китая.
В 2010 году компанию китайцам составят и российские предприятия. Eurasia Strategics, консультирующая российские компании на предмет возможного размещения их акций на Гонконгской бирже, отмечает, что около 8-9 компаний готовят документы для подачи заявки на листинг на бирже Гонконга в первом полугодии следующего года.
Самым ожидаемым событием начала 2010 года будет IPO "РусАла. Алюминиевый гигант станет первой российской компанией, которая выйдет с IPO в Гонконге. Биржа Гонконга и фондовый регулятор одобрили заявку "РусАла" на IPO, и размещение может состояться уже в январе. "РусАл", по неофициальной информации, может разместить в Гонконге 10% акций, и точный размер пакета будет зависеть от спроса.
Второй пошел?
Следом может подтянуться еще одна российская компания - лизинговая "дочка" ОАК - "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК). Последняя, как и "РусАл", планирует первичное предложение акций в Гонконге. Подготовка уже начата.
Совет директоров ИФК в конце января рассмотрит вопрос о проведении IPO, сообщил журналистам гендиректор лизинговой компании Александр Рубцов. В четверг этот вопрос должен был рассмотреть совет директоров, однако из-за отсутствия кворума он был перенесен ориентировочно на 25 января 2010 года. В повестке дня заседания - принятие бюджета компании на 2010 год, в том числе имеется строка о привлечении денежных ресурсов через механизм первичного размещения акций на бирже (IPO).
"Мы хотели бы привлечь $200-250 млн, такая сумма прописана в проекте бюджета. Она необходима нам для финансирования законтрактованных самолетов", - сказал он.
Касаясь вопроса о размещении акций на бирже, глава ИФК сообщил, что уже сейчас ведутся переговоры с китайским и российским банками о возможности выступить андеррайтерами размещения.
Как сообщалось, "Ильюшин Финанс" в качестве возможной площадки для проведения IPO рассматривает биржу Гонконга. В конце лета этого года руководство ИФК уже провело серию переговоров с представителями Гонконгской биржи.
В ноябре более конкретно о планах размещения высказывался вице-президент ОАК Василий Прутковский. По его словам, на тот момент рассматривались два основных варианта размещения акций - продажа акций из пакета "Национальной резервной корпорации" (НРК) Александра Лебедева, либо выпуск акций дополнительной эмиссии. По оценке, проведенной ранее аудиторской компанией Ernst & Young, на 1 апреля этого года общая стоимость компании составляла 20 млрд рублей.
Как пояснили журналистам в ОАК, наиболее вероятен вариант размещения допэмиссии, в результате которой рынку будет предложено около 16% акций компании. Предварительные сроки размещения бумаг - середина следующего года.
Одновременно переговоры о продаже своей доли в лизинговой компании с ВЭБом ведет частный акционер Александр Лебедев. "В феврале должен состояться наблюдательный совет ВЭБа, который должен принять решение о приобретении пакета акций А.Лебедева", - сообщил А.Рубцов.
По состоянию на конец 2009 года, ОАК владеет 48,4% акций ИФК, НРК Александра Лебедева - 28,8%, ВЭБ - 21,4%. 4,4% акций компании принадлежат частным акционерам.
Как сообщил А.Рубцов, что А.Лебедев сам выступил инициатором продажи своего пакета в "Ильюшин Финанс". Будучи владельцем блок-пакета в ИФК он также является собственником авиакомпании Red Wings, которая выступает заказчиком техники у ИФК. Кроме того, он является владельцем блокирующего пакета акций АО "Аэрофлот - российские авиалинии".
Средства, которые он получит от продажи своего пакета, он планирует направить на закупки воздушных судов для Red Wings", - сказал А.Рубцов.
В материалах ИФК сообщается, что в 2009 году выручка увеличится в 2 раза, до 6 млрд рублей, компания планирует закончить год без убытков. Согласно планам компании, в течение 2010-2012 гг. планируется поставить российским и иностранным компаниям 60 новых самолетов суммарной стоимостью 54 млрд рублей.
Лизинговая компания, специализируется на финансировании сделок по продаже авиакомпаниям российских самолетов - Ил-96, Ан-148 и Ту-204/214.