Президент засылает услуги в Интернет

Информационные технологии с трудом проникают в госуслуги. Россияне тратят 25 млн часов и миллиарды рублей в год на хождение по госинстанциям и получение справок. И никаких кардинальных изменений по переводу услуг государства в электронный вид не произошло, считает президент РФ Дмитрий Медведев. Он потребовал ускорить процесс

Москва. 23 декабря. IFX.RU - Государство довольно неспешно переводит свои услуги, оказываемые населению и бизнесу, на информационные рельсы, посетовал президент РФ Дмитрий Медведев. Потери России от нерасторопности чиновников огромны: в год граждане тратят десятки миллионов часов в хождении за справками и тратят миллиарды рублей на посредников. Глава государства потребовал прекратить это безобразие в установление сроки - к 2015 году хождение по кабинетам в полном объеме должны заменить электронные госуслуги.

Хождение по мукам

В России по-прежнему нет кардинальных изменений в сфере предоставления электронных услуг населению, констатировал Дмитрий Медведев на совместном заседании Госсовета и Совета по развитию информационного общества и поставил задачу перевести все госуслуги в электронный вид к 2015 году.

"К 2015 году, в соответствии со стратегией развития информационного общества в РФ, мы обязаны перевести все государственные услуги в электронный вид. Не частично, а все", - сказал Д.Медведев.

Президент сообщил, что на сегодняшний день количество услуг, оказываемых государственными и муниципальными структурами, переваливает за полторы тысячи. "Если посмотреть на это под другим углом зрения, то я думаю, что это будет не полторы тысячи, а десятки тысяч", - заметил президент.

При этом, по его словам, "люди по-прежнему стоят в очередях за согласованиями, сталкиваются с необходимостью многократно обращаться в тот или иной орган госвласти по одному и тому же поводу, а зачастую и просто с отсутствием информации о требуемой услуге".

Д.Медведев подчеркнул, что "по-прежнему очень больная тема - сроки предоставления государственных услуг". Он сообщил, что, например, для регистрации права собственности и получения материальной помощи требуется более месяца, и "это еще наиболее оптимистическая выкладка", а для получения разрешения на строительство, которое стало притчей во языцех, уходят годы.

Президент также обратил внимание на то, что, по оценкам экспертов, ежегодно около миллиона граждан вынуждены обращаться к посредникам при регистрации своих автомобилей. "Казалось бы, абсолютно простая операция, которая во всем мире выполняется на раз. Значит, проблем хватает, поэтому и развиваются посреднические услуги", - заметил Д.Медведев.

"Переход на электронный вид оказания услуг снимет многие из этих проблем. Определенное продвижение есть. Но никаких кардинальных изменений не произошло", - констатировал Д.Медведев.

Масштаб проблемы: миилионы часов и миилиарды рублей

Понятно, что электронные технологии должны сократить время, тратящееся гражданами РФ на получение госуслуг. А пока граждане ежегодно тратят до 25 млн часов рабочего времени для их получения и миллиарды рублей на то, чтобы решить вопросы через посредников. Такие данные привел министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.

"Оценки существуют разные. По некоторым из них, граждане вынуждены тратить ежегодно до 25 млн часов рабочего времени на получение услуг. Только у малого бизнеса упущенные возможности из-за дополнительных административных барьеров составляют более 10% от произведенных товаров и услуг", - сообщил И.Щеголев.

Например, по его словам, "для получения паспорта гражданин РФ из-за очередей и прочих проволочек тратит свыше 1 млн часов рабочего времени ежегодно".

Комментируя слова президента о том, что в стране множится количество посредников, занимающихся регистрацией автомобилей, глава Минкомсвязи сообщил, что "если взять среднерыночную таксу, то это можно перевести в не один миллиард рублей, которые идут в кормушку черного рынка".

"Все мы понимаем, что время, которое мог бы потратить гражданин на работу, семью, получение второго высшего образования, просто теряется за счет волокиты и проволочек", - сказал И.Щеголев. Он подчеркнул, что качество оказываемых услуг можно значительно повысить за счет электронных технологий.

Портал или справочник

Заявки на оказание государственных услуг в РФ можно будет подавать в электронном виде с лета 2010 года, сообщил Игорь Щеголев. "К лету следующего года для большинства услуг должна появиться форма электронного заполнения и отсылки таких формуляров и заявок непосредственно в электронные системы органов власти", - сказал министр. По словам И.Щеголева, это минимизирует хождение граждан по госорганам, а также повысит эффективность работы органов исполнительной власти.

И.Щеголев сообщил, что к 2015 г. все госуслуги будут оказываться в электронном виде. Он отметил, что в настоящее время на едином портале госуслуг по большинству услуг представлены бланки и образцы заполнения в электронном виде.

Этого главе государства показалось явно недостаточно. Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что открывшийся 1 декабря Единый портал госуслуг представляет собой не более чем справочник.

"На данном этапе этот портал функционирует просто как единый государственный справочник, что неплохо, но мало. Он достаточно системный, пользоваться им удобно, но и только", - сказал Д.Медведев.

Как подчеркнул президент, "возможности реализации своих потребностей, то есть оказание услуги в электронном виде, там в настоящий момент отсутствует".

"Для того, чтобы граждане смогли использовать этот портал для получения соответствующих справок, оплаты пошлин, сборов, чтобы он функционировал в полноценном интерактивном виде, еще очень много предстоит сделать", - сказал Д.Медведев.

Он также раскритиковал чиновников за то, что портал открылся с значительной задержкой, напомнив им о необходимости соблюдать предписанные правительством сроки.

Где электронное правительство?

Кроме этого президент потребовал от министерств и ведомств ускорить переход на обмен электронными образцами документов. "На данный момент всего лишь три ведомства начали осуществлять обмен электронными образцами документов - это Минэкономразвития, министерство сельского хозяйства и Минкомсвязи. Это мало, надо быстрее все делать", - заявил Д.Медведев.

Президент отметил, что до сих пор не завершена подготовка и не утвержден единый проект инфраструктуры электронного правительства.

"Это не позволяет четко разграничивать ответственность за его создание между отдельными ведомствами, а также субъектами Федерации и муниципалитетами", - сказал Д.Медведев.

Он заявил, что необходимы единые подходы к переходу на оказание услуг в электронном виде. "Известно, что ведомства сегодня пользуются зачастую абсолютно несовместимыми продуктами, то есть системами, базами данных. И это при том, что больше половины госуслуг требуют межведомственного обмена информацией", - отметил глава государства.

По его словам, регионам следует разработать собственные планы развития информационного общества и построения электронного правительства, определить приоритеты перехода на оказание услуг в электронном виде.

"Система показателей эффективности региональных органов, которая у нас работает, должна быть дополнена уровнем применения информационных технологий", - подчеркнул Д.Медведев.

Президент РФ также указал на необходимость развития нормативно-правовой базы, которая, по его словам, "еще не отвечает требованиям сегодняшнего дня".

В итоге, отметил Д.Медведев, продолжает действовать прежний порядок, когда и от заявителя, и от ведомства требуют предоставления документа исключительно в бумажном виде.

Президент РФ сообщил, что правительство подготовил предложения по корректировке нормативно-правовых актов. Такую же работу нужно провести и на региональном и муниципальном уровнях, подчеркнул Д.Медведев.

"Надо по мере возможности, но действуя решительно, вводить запрет на требование предоставления заявителями документов, которые уже находятся в распоряжении ведомств и учреждений и которые уже доступны в базе данных", - заявил президент РФ.

Интернет в массы

И еще одна проблема волнует президента. Дмитрий Медведев заявляет о необходимости скорейшего подключения к Интернету социальных бюджетных учреждений здравоохранения и соцобеспечения.

"Особое внимание следует уделить подключению к Интернету бюджетных учреждений: медицинских, социальных, Пенсионного фонда, прочих организаций", - заявил Д.Медведев в среду на заседании президиума Госсовета.

"Недавно мы подключили к Интернету все школы, нужно по такому же пути идти", - сказал он.

Глава государства отметил, что количество пользователей Интернета по стране существенно разнится, причиной чего являются разные возможности регионов, обеспеченность каналами связи. "У нас разрыв довольно приличный. В Москве пользователями Интернета являются приблизительно 60% населения. А для большинства других регионов этот показатель около 30-35%", - отметил президент.

Новости по теме

Главный по сайтам

Новости