Неподсудный инсайд
ЦБ РФ не считает свои "словесные интервенции" инсайдерской информацией и просит исключить себя из круга потенциальных подозреваемых, который будет уточнен ко второму чтению закона об инсайде. Прохождение закона не будет легким. Чиновники ломают копья вокруг целесообразности уголовного наказания и понятийных формулировок, чтобы ненароком не зацепить невиновных
Москва. 21 декабря. IFX.RU - Россия старается понравиться инвесторам во всех отношениях. Для этого в поте лица чиновникам приходиться подгонять российское законодательство под принятые в цивилизованном мире стандарты, в частности, они пытаются провести через депутатов закон об инсайде. Госдума обещает закончить работу над документом в первом квартале 2010 года, а пока придется основательно перетряхнуть основные понятия, применяемые в законопроекте, и круг носителей "горячей" информации, чтобы исключить слишком широкое толкование документа.
Перед законом...
Вокруг закона, который носит официальное название "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", сломано немало копий. После многолетних хождений по чиновничьим и думским комитетам многострадальный документ добрался в апреле этого года до первого чтения и благополучно его прошел. Далее он опять погряз в согласованиях. Основным препятствием стали недостаточно четкие формулировки большинства базовых понятий и слишком широкий круг лиц, отнесенных законопроектом к инсайдерам. Ответственные лица обещают завершить работу в I квартале 2010 года. А пока идет активная работа по уточнению законопроекта, в том числе и по части предусматриваемого наказания.
В частности, ЦБ РФ предлагает исключить его "словесные интервенции" из-под влияния норм закона о противодействии использованию инсайдерской информации и манипулированию рынка, который в настоящее время готовится к принятию во втором чтении, заявил директор департамента операций на финансовых рынках ЦБ РФ Сергей Швецов на парламентских слушаниях в Госдуме, посвященных законопроекту об инсайде.
"Чтобы направить рынок в нужную сторону, не всегда необходимо купить миллиарды долларов или продать, достаточно провести определенные "словесные интервенции", и ситуация будет успокаиваться", - сказал С.Швецов, отметив, что в настоящее время Центральный банк легко обвинить в том, что он манипулирует на финансовом рынке.
По его словам, использование "словесных интервенций" является нормальной мировой практикой и они не должны подпадать под нормы закона об инсайде.
Словесные интервенции чиновников ЦБ , по наблюдению издания IFX.RU, могут выглядеть так. "Я думаю, что постепенно активная часть нашего присутствия на рынке будет увеличиваться в отличие от пассивного присутствия на границах", - заявил 25 ноября первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, отметив, что это затруднит "кэритрейдерам" принятие решений о возможности получения доходов от операций на внутреннем валютном рынке РФ. По данным А.Улюкаева, ЦБ РФ за последние дни совершил плановые интервенции внутри плавающего валютного коридора на несколько сотен миллионов долларов.
Итог: доллар незначительно вырос на ММВБ в среду по итогам дня, несмотря на быстрый рост евро на Forex, на фоне заявления первого зампреда ЦБ РФ. Евро вырос на ММВБ до максимума за месяц. Рубль заметно снизился по отношению к бивалютной корзине. По итогам торговой сессии расчетами "завтра" на ММВБ доллар вырос в среду на 1,5 копейки, до 28,795 руб./$1, евро взлетел на 33 копейки, до 43,42 руб./EUR. "Думаю, что ключевую роль сыграло заявление Улюкаева о том, что ЦБ РФ покупал валюту, когда бивалютная корзина поднялась выше уровня 35 рублей", - заявил в своих комментариях "Интерфаксу" начальник отдела операций на внутреннем рынке Собинбанка Алексей Степанов.
Вообще ЦБ часто пользуется "словесными интервенциями". Несколькими днями ранее валютный рынок также наслушался заявлений первого зампреда. А.Улюкаев 19 ноября сообщил, что границы плавающего интервала, на которых ЦБ РФ осуществляет валютные интервенции, составляют 35 и 38 рублей за корзину. Плавающие границы сдвигаются вниз на 5 копеек при покупке Центральным банком на нижней границе этого коридора $700 млн или сдвигаются вверх, если ЦБ продает на верхней границе $700 млн.
Из комментариев аналитиков по итогам торгов следует, что его слова отразились на рынке. "Спекулятивная активность на рынке выросла в четверг после выступления первого зампреда ЦБ РФ Алексея Улюкаева. Это выступление было использовано в качестве повода для игры на повышение. В пятницу дополнительным фактором роста стало развитие нисходящей коррекции евро к доллару", - отметил дилер Международного промышленного банка (МПБ) Армен Асатурян. Как указал представитель МПБ, "этот механизм интервенций ЦБ РФ был известен давно, однако сейчас его словами воспользовались как поводом для коррекционного движения".
Что касается распространения закона на служащих ЦБ, многие из которых обладают инсайдерской информацией, то, по мнению С.Швецова, нормы закона должны распространяться на операции, которые сотрудники ЦБ проводят в собственных целях, выступая как физические лица.
Кроме того, полагает он, проверять деятельность ЦБ на предмет манипулирования или использования инсайдерской информации должна не Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), а прокуратура, возможно аудиторы по рекомендации Национального банковского совета, поскольку в этом случае ФСФР сама становится обладателем той инсайдерской информации, которую ей раскроет ЦБ.
Еще одно предложение С.Швецова касается уголовной ответственности за манипулирование и использование инсайдерской информации для физических лиц.
"Я думаю, что надо на первой стадии ввести мораторий на уголовную ответственность в отношении физических лиц", - сказал С.Швецов, отметив, что такой мораторий может действовать 2-5 лет.
Против введения уголовной ответственности за использование инсайдерской информации в перспективе ближайших нескольких лет выступил и руководитель Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. По его мнению, введение уголовной ответственности за манипулирование на финансовом рынке было ошибкой.
"Нам не следует делать еще одну ошибку и вводить уголовную ответственность в ближайшие несколько лет за неправомерное использование инсайдерской информации", - сказал А.Тимофеев.
Он считает, что для иностранных инвесторов, которые не питают иллюзий относительно российской правоохранительной системы, это будет иметь обратный эффект - угнетающий интерес к российскому рынку. А.Тимофеев отметил, что в США уголовная ответственность за подобные нарушения была введена через 10 лет после принятия законодательства, в Британии - через 10-15 лет применения правил, а Гонконг уже 15 лет обсуждает саму необходимость введения уголовной ответственности за использование инсайдерской информации.
В свою очередь глава ФСФР Владимир Миловидов высказал мнение, что уголовная ответственность нужна, чтобы закон был качественным и работоспособным.
В.Миловидов напомнил, что в настоящее время уже введена уголовная ответственность за манипулирование на рынке ценных бумаг. При этом предполагается, что после принятия основного закона об инсайде будут приняты поправки в УК, которые будут предусматривать уголовную ответственность за использование инсайдерской информации и манипулирование ценами на всех рынках, в том числе товарном.
Глава ФСФР не считает, что нужно вводить мораторий на использование уголовной ответственности на несколько лет, поскольку, по его мнению, практика формируется только в ходе рассмотрения серьезных дел в соответствии со всеми прописанными процедурами.
"Если регулятору ответственно не выявлять, правоохранительным органам не расследовать, а судам не рассматривать, практика никогда не сложится. Поэтому это надо вводить одновременно", - сказал В.Миловидов.
По поводу словесных интервенций он сказал, что необходимо прописать, что они под собой подразумевают.
"Когда мне кто-то объяснит, что это такое, я с большим удовольствием соглашусь, что надо это как-то прописать. ЦБ в части реализации денежно-кредитной политики выведен из-под действия законопроекта. Поэтому если то, что называется "словесными интервенциями", делается в части поддержания российского валютного рынка и это соответствует целям денежно-кредитной политики, значит, это уже выведено из-под закона", - сказал В.Миловидов.
Без вины виноватые
Госдума может завершить работу над законопроектом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" уже в первом квартале 2010 года, сообщил глава думского комитета по финансовому рынку Владислав Резник.
"Мы планируем завершить работу и соответственно принять законопроект в первом квартале 2010 года", - сказал депутат.
Он напомнил, что законопроект, принятый Думой в первом чтении 17 апреля 2009 года, направлен на закрепление системы мер по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, усиление защиты прав и законных интересов инвесторов.
По словам В.Резника, наибольшую обеспокоенность сообщества в ходе подготовки документа ко второму чтению вызвал понятийный аппарат документа, поскольку формулировки большинства базовых понятий были расплывчатыми, зачастую использовались оценочные категории, не раскрытые в гражданском законодательстве. "Все это содержало потенциальную опасность неоднозначного и произвольного толкования", - подчеркнул В. Резник.
Глава комитета отметил, что не меньшую обеспокоенность вызвал круг субъектов правоотношений. "Круг лиц, отнесенных законопроектом к инсайдерам и вторичным инсайдерам, был чрезмерно расширен. По сути, в этот круг попадали все, включая технический персонал той или иной организации. Инсайдером могло быть признано даже то лицо, которое и не подозревало бы, что является носителем инсайдерской информации", - отметил депутат.
Говоря о введении уголовной ответственности за манипулирование на финансовых рынках и использование инсайдерской информации, депутат Владислав Резник сказал: "Закон не должен стать бритвой в руках сумасшедшего", отметив, что текст закона должен исключать неоднозначные трактовки.
По словам В.Резника, в документе, принятом в первом чтении, недостаточно были проработаны ответственность и возмещение вреда. В ходе подготовки ко второму чтению было предложено закрепить, что случаи, когда СМИ распространяли недостоверные сведения, но при этом не знали, что они ложные, а также случаи, когда они дословно воспроизвели фрагменты публичных высказываний граждан и юридических лиц, не будут считаться неправомерным использованием инсайдерской информации или манипулированием рынком. Также не будут считаться неправомерным использованием инсайдерской информации действия СМИ, их учредителей, редакторов, журналистов по передаче этой информации для ее публикации или передачи в эфир.
Глава комитета также указал на вопрос об изменении концепции банковской тайны. "С сожалением отмечаю, что попытки расширить доступ к банковской тайне, размыть само понятие банковской тайны не прекращаются. Такими темпами банковская тайна может в скором будущем перестать быть таковой. С одной стороны, я слышу доводы о том, что доступ к банковским счетам может помочь в выявлении нарушений на финансовых рынках, с другой стороны, можно и возразить, приведя доводы о ее сохранности, надлежащем использовании и исключении злоупотреблений", - сказал В.Резник.
Депутат отметил, что министерство юстиции выявило ряд норм в законопроекте об инсайде, который был принят в первом чтении, которые могли носить коррупционный характер. В связи с этим расширение допуска к банковской тайне является недопустимым.
"Отсутствие таких основополагающих законов, как закон о центральном депозитарии, о биржах, о клиринге и об инсайде не позволяет нам включиться в конкурентную борьбу за мировые финансы", - сказал В.Резник.
Глава ФСФР Владимир Миловидов согласился с тем, что отсутствие закона об инсайде вредит России во взаимодействии с международными регуляторами. По его словам, нехватка этого закона затрудняет придание большего веса голосу России (речь идет об участии РФ в Совете по финансовой стабильности), "чтобы доказать наше право как государства отстаивать свои позиции при реформировании мировой финансовой системы".
Глава ФСФР отметил, что помимо того, что в поправках ко второму чтению законопроекта об инсайде сделаны существенные изменения в части ответственности и контроля над СМИ, также внесены существенные изменения в части вторичных инсайдеров.
В свою очередь глава НАУФОР Алексей Тимофеев уточнил, что речь идет о том, что вина первичных инсайдеров предполагается, то есть они должны будут доказывать отсутствие вины. Вина вторичных инсайдеров будет доказываться регуляторами.