Saab. Жить или умереть
GM отказалась продавать Saab компании Spyker Cars в консорциуме с российской "Конверс груп" и решила избавиться от этого шведского бренда. Но голландцы не сдаются: подготовлено новое компромиссное предложение, которое, как считают в Spyker, устраняет все препятствия для сделки
Нью-Йорк. 21 декабря. IFX.RU - Автопроизводитель General Motors устроил ажиотаж вокруг еще одного своего актива. Все происходящее со шведской Saab, которую пытались продать американцы, вызывает ощущение deja vu - что-то похожее было в мыльной опере по продаже Opel.
Отказавшись продавать шведского автопроизводителя кому бы то ни было, GM намекнула, что за прошедшие дни интерес к Saab подскочил многократно. За один из самых "интеллигентных" мировых брендов намерены продолжить борьбу голландский производитель спортивных автомобилей Spyker Cars, выступающий в "содружестве" с русскими и улучивший свои предложения. Кроме того, по сообщению GM, интерес к Saab или его активам проявили на выходных еще "несколько сторон".
Американский автопроизводитель General Motors пытается привести в порядок свое многочисленное брендовое хозяйство. Сейчас его головной болью является шведский Saab, который стал обузой для концерна. После многочисленных попыток продать его, GM решила все-таки отказаться от бренда Saab, заявив о провале переговоров о его продаже. Как говорится в сообщении GM, это произошло, поскольку "due diligence, необходимое для завершения этой сложной сделки, не может быть осуществлено в разумные сроки". "Для того чтобы сохранить деятельность, Saab было необходимо быстрое решение", - приводятся в пресс-релизе слова президента GM Europe Ника Райлли.
Операционная деятельность Saab постепенно будет прекращена. "Мы сожалеем, что не сумели завершить сделку со Spyker Cars (нидерландский производитель спортивных автомобилей, последний претендент на Saab). Мы будем тесно работать с Saab, чтобы закрыть этот бизнес ответственным образом. Это не банкротство или процесс вынужденной ликвидации, соответственно, мы ожидаем, что Saab выполнит все обязательства, в том числе перед поставщиками", - заявил руководитель европейского подразделения GM.
GM, пройдя через процедуру банкротства, в рамках реструктуризации бизнеса отказался от нескольких брендов, сделав ставку на Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC. Кроме того, в последний момент перед продажей европейского бизнеса консорциуму Magna и Сбербанка России GM неожиданно решила, что Opel/Vauxhall тоже является для концерна стратегическим активом, и отказалась от сделки.
Как и в случае с Opel, контрагенты GM по несостоявшейся сделке были шокированы новостью о ее отмене. "Мы были так невероятно близки к сделке. У меня нет слов", - сказал Bloomberg глава Spyker Виктор Мюллер. Стоимость акций Spyker Cars резко упала после сообщения об отмене сделки - на 15%.
В несостоявшейся продаже Saab, как и в случае с Opel, есть "российский след". Как сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники, одной из проблем при рассмотрении заявки Spyker было российское участие в голландской компании: бизнесмен Владимир Антонов владеет в ней (через Converse Group Holding UK) 29,3% акций, а его собственная компания RMC Convers выступает партнером Spyker по заявке. Еще одним вопросом являются права на интеллектуальную собственность Saab.
Но Spyker Cars не собирается сдаваться и предпринимает еще одну попытку приобрести Saab. Голландцы сделали новое, компромиссное, предложение. Генеральный директор Spyker Виктор Мюллер, на которое компания ссылается в своем сообщении, отмечает, что новые предложения GM сделаны сразу по 11 спорным вопросам. Согласно заявлению голландской компании, ее новое предложение должно снять "препятствия, которые встали на пути сделки". Для новой оферты не нужно одобрения ЕЦБ на выделение кредита для Saab, что поможет уложиться со сделкой по продаже Saab до конца года. Новые предложения Spyker действительны до 17 вечера в понедельник, 21 декабря 2009. Покупка Saab может дать компании Spyker доступ к огромной дистрибуторской сети этого шведского автопроизводителя. Она состоит не менее чем 1100 дилеров.
Saab начала производить автомобили в 1947 году, GM купила 50% компании в 1990 году, а спустя 10 лет стала ее единственным собственником. На заводе Saab в Швеции занято 3,5 тыс. человек. Кроме того, закрытие бизнеса Saab грозит потерей работы еще нескольким тысячам человек, занятых на смежных производствах.
Сама GM заявила, что интерес к Saab или его активам проявили на выходных еще несколько сторон, помимо Spyker.