Создатель новой иконы
Михаил Шемякин, один из величайших российских художников новейшего времени, сперва изгой, теперь всегда желанный на родине, празднует 65-летие
Москва. 4 мая. INTERFAX.RU - Сегодня исполняется 65 лет со дня рождения русского художника Михаила Шемякина. Впрочем, таковым его безапелляционно называют только в России. Географическую принадлежность Шемякина определить не так просто. Его часто называют русским художником, живущим в Париже. Или русским американцем, поскольку в настоящее время он является подданным США. Сам Шемякин говорит, что его творчество никак не связано ни с Францией, ни с Америкой. Однако, когда он приезжает в Россию, у него и здесь нередко срывается "у вас".
Ни в какие рамки
Причислить Шемякина к определенному направлению искусства или вписать в рамки однозначного стиля тоже всегда было непросто. "Я очень разноплановый", - говорит сам о себе Шемякин. "Я один из, может быть, немногих художников, которые работают в очень широком диапазоне. Это и книжная графика, и монументальная скульптура, и ювелирка, керамика, стекло и совершенно различные сюжеты и серии в живописи и графике. Это и Ангелы смерти - очень сложные и драматические вещи. Есть театральная серия: карнавалы Санкт-Петербурга, карнавалы Венеции. На всех моих работах есть, конечно, как говорится, печать моего Я, но диапазон настолько широк, что иногда люди даже не врубаются в то, что это сделал один и тот же художник", - говорил он в одном из интервью.
Работы Шемякина есть в разных уважаемых галереях мира: они хранятся в нью-йоркском "Метрополитене", в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музеях современного искусства Парижа и Телль-Авива и, конечно, в московской "Третьяковке".
Его памятники и скульптуры можно встретить в Нью-Йорке (этому, как считает сам Шемякин, "самому европейскому городу" он подарил изображение Богини плодородия Кибелы), в Париже, где художник увековечил фрагмент "Карнавала Санкт-Петербурга", и в Венеции - жители города доверили Шемякину создать скульптурное изображение самого Джакомо Казановы и монумент "В память 200-летия со дня смерти Казановы".
Три памятника работы Шемякина обрели постоянную прописку на улицах Санкт-Петербурга: напротив "Крестов" на набережной Робеспьера стоят его "Сфинксы" - в память о жертвах большевистских репрессий. На кладбище Самсониевского монастыря - памятник архитектрам-первосторителям Петербурга. И, разумеется, не обошлось без памятнику почитаемому художником Петру I на территории Петропавловской крепости.
Город на Неве - особое место в биографии Михаила Шемякина: его детство прошло в Германии, в Кенигсберге, и возвращение на родину в 1957 г. ознаменовалось поступлением в ленинградскую среднюю художественную школу имени И.Е.Репина при Академии художеств. Здесь же, в Ленинграде, пять лет спустя прошла его первая выставка. "Петербург воспитал меня как художника и человека. Помог создать свой мир - мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие шестидесятые годы", - говорил художник в своих интервью.
Изгой
Здесь же, в Ленинграде, Шемякин впервые примерил на себя роль общественного изгоя: его несколько раз отчисляли из художественной школы, поскольку его искусство никак не хотело вписываться в легализованные рамки социалистического реализма. Затем последовали гонения, увенчавшиеся принудительным лечением в экспериментальной психиатрической лечебнице. В то время Шемякин подрабатывал чернорабочим и, как и многие его коллеги по несчастью, вел полуподпольный образ жизни. А позже устроился на работу в Государственный Эрмитаж такелажником.
Именно в этот период в соавторстве с философом Владимиром Ивановым он написал теорию метафизического синтетизма, посвященную созданию новой иконы. В основу теории легло изучение религиозного искусства разных народов. За эти исследования художник впоследствии был удостоен званий почетного доктора (Doctor Hоnoris Causa) университета в Сан-Франциско (США), Сидар-Крест Колледжа (США), Европейской академии искусств (Франция), Российского государственного гуманитарного университета и университета Кабардино-Балкарии - отец художника был кабардинцем, так что на исторической родине к Шемякину относятся с особым почтением.
В Париж Шемякин уехал в 1971г. после лишения гражданства. Именно в этом городе он однажды проснется знаменитым: мировую славу ему принес акварельный цикл "Петербургский карнавал", увидевший свет в 1974 году. Спустя еще десять лет художник вновь трогается с якоря: на сей раз он устремляется в Нью-Йорк, где его принимают уже как признанного художника - на тот момент его работы выставляются по всей Европе, в США, Бразилии, Гонконге и Японии. В итоге заокеанское путешествие знаменуется избиранием художника в действительные члены Нью-Йоркской академии наук.
На родине официальное признание пришло значительно позже: Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства в 1993 г. и почетная медаль "Достойному" Российской академии художеств в 1998 году.
Впрочем, это было уже десять лет назад, а жизнь Шемякина меняется так стремительно, что очередные звания за ним едва поспевают. Сегодня, например, он одновременно работает на оперой "Король Лир" на музыку Сергея Слонимского, ведет переговоры с Мариинкой о постановке балета "Преступление и наказание", либретто к которому написал 25 лет назад; продолжает вдохновляться образами Гофмана - ключевого писателя его творчества, а также работает над графикой к произведениями Николая Некрасова, чье творчество, по его мнению, было незаслуженно скомпрометировано школьными программами.