Новая песня о кризисе
Симбиоз премии "Лавр" и фестиваля "Артдокфест" - не только праздник для ценителей документального кино, но и диагноз национальной киноиндустрии
Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU - Фестиваль документального кино – это ярлык, который просто так не отдерешь. Он обозначает мероприятие, на котором никому не нужные фильмы смотрят никому не нужные люди, и больше об этом никто ничего не знает. Режиссер и продюсер Виталий Манский несколько лет назад решил модифицировать это понятие. Сначала он устроил национальную премию в области документального кино "Лавр", потом основал при этой премии фестиваль "Артдокфест". Эти два события, вручение премии и фестиваль, дополняют друг друга и в то же время полемизируют друг с другом. И главное – их знают, о них говорят, туда ходят не только профессионалы, но и самые обычные люди.
В этом году Манский отважился не неслыханную смелость: он устроил платный вход на фестиваль. В прошлые годы фильмы шли при переполненных залах кинотеатра "Художественный", а ранее – подвала "Театра.док". Теперь время халявы кончилось, пришла пора платить за удовольствие. И по словам Манского, зрители принесли в "Художественный" и "Пионер", в котором также шли фестивальные показы, 3 миллиона рублей. Это немало, учитывая, что речь идет о нераскрученных фильмах режиссеров, многие из которых дебютанты, и эти фильмы не показывают по телевизору или в кино, даже в Интернете их не найти. Об этом уже стоит поговорить.
Конечно, можно сказать, что в Москве образовалось некое сообщество молодых людей, которые ходят на фестивали любого уровня экзотики и готовы платить за это деньги. Они могут ходить на индонезийскую анимацию, выставки фотографий со съемок исландского кино или на ретроспективы известных только у себя на родине мэтров. Эти же люди ходят на выставки и спектакли периферийного уровня, обожают перфомансы самого сомнительного качества и т.п. Как правило, публика этого рода представляет собой собрание полуграмотных, но энергичных юношей и девушек, у которых есть деньги и время, а также желание тратить их не банально. Они создают ощущение массовки на любом не масскультовом мероприятии. Честно говоря, я очень боялся, что на платном "Артдокфесте" только они и будут.
Ошибиться было приятно. На показах я видел коллег журналистов, кинематографистов из разных областей и просто обычных людей, которые шли за чем-то таким, по чему давно уже соскучились. За живым человеческим лицом на экране, за мыслительной работой, за обаянием таланта. Этим людям было даже приятнее смотреть кино, чем критикам. В конце концов, это для нас "Артдокфест" - это несколько новых работ старых режиссеров и еще какое-то количество дебютов, а также подборка из фильмов небольшой давности – чтобы повспоминать и поностальгировать. Для большинства зрителей, я уверен, фестиваль был наполнен откровениями и огромной работой мысли и чувств. Честно скажу, что шедевров в этот раз не было и ни один из показанных фильмов в историю скорее всего не войдет, но раз публика интересуется, раз даже редакторы центральных каналов подтянулись к вручению призов, то, может, что-то сдвинется с мертвой точки. Следует признаться, что при нескольких тысячах производимых в год единиц документальной продукции в России сейчас настоящий кризис. Из документального кино исчезают интеллектуальные и эстетические открытия, на смену которым приходит все более высокое техническое качество и более отчетливые жанровые характеристики. Смотреть такое кино все скучнее, даже при том, что "Артдокфест" и отборщики премии "Лавр" отобрали все лучшее, что было сделано за год. Даже при том, что формат конкурса "Артдокфеста" не делает ограничений по месту производства фильма – важен только русский язык, который там должен звучать. То есть конкурс фактически международный. И все равно очень тяжело это смотреть, пожиная плоды многолетнего и систематического удушения документалистики у нас в стране. "Арта" на этом "фесте" очень мало, остается просто "док". Выбирать не из чего. И все же фестиваль стал крупнейшим, масштабнейшим в России периодическим изданием документального кинематографа.
Его лауреаты в ближайшее время, как обещает Манский, будут показаны в специальном формате в рамках цифрового кинопроката. Рекордсменами по количеству призов стали "Саня и воробей" (гран-при "Артдокфеста" и "Лучший дебют", режиссер Андрей Грязев) и "Глубинка 35х45" ("Лучший кинофильм" и "Лучший артфильм", режиссер Евгений Соломин) – примечательные, талантливые, но вполне ординарные работы. Приз за "Лучший цикл", естественно, получил "Подстрочник" Олега Дормана, который сразу после эфира стал главным телесобытием года среди интеллигенции. Замечательный фильм о философе Григории Померанце. "Второй" Ирины Васильевой также получил свой приз, а у нас в стране так мало фильмов о философии! И приз "За вклад в кинолетопись" получил Лев Николаев, что очень приятно, но при этом тревожно – потому что новых людей такого уровня не появляется и не предвидится, а ведь кто-то должен быть среди новопрославленных святых документалистики. Иначе движение прекратится.
Документальное кино агонизирует. Зритель наконец-то им заинтересовался. Пришла плеяда молодых режиссеров, которые умеют снимать интересное, талантливое кино, но которые чаще всего не мыслители и не художники, что для настоящих документалистов необходимо. Что-то из всего этого получится?
Обозреватель Сергей Сычев