Алиса из Зазеркалья
Мотив двойничества – один из самых популярных в искусстве. Пугать этим уже нелегко. Но фильму "Отражение" это все же удается сделать
Москва. 15 декабря. INTERFAX.RU – Несколько сцен, по время которых по-настоящему страшно, - главное достоинство фильма Шона Эллиса. Учитывая, что жанр фильмов ужасов считается умершим, этого немало. Правда, жанровое определение фильма звучит как "мистический триллер", но грань тут слишком тонкая. Лично я за то, чтобы граница пролегала между естественными источниками страха (триллер) и сверхъестественными (ужасы). Тогда терминологической путаницы будет чуть меньше.
"Отражение" - фильм о вторжении зазеркального мира в наш, человеческий. Людей убивают их двойники, вылезшие из зеркала. Во всяком случае, так кажется женщине, попавшей в аварию, причем после встречи с ее двойником. Возможно, Шон Эллис писал сценарий тоже после какой-то травмы, связанной с повреждением отдельных участков головного мозга. Героиню его фильма посещают видения, ей кажется, что ее муж – на самом деле не ее муж, а кто-то совсем другой, чужой. Но при этом она почти ничего не делает для того, чтобы расставить все по местам. Скажем, у нее в ванной с потолка капает вода. В видениях эта вода превращается в кровь. Не один день нужен взрослому человеку, чтобы додуматься дойти до места протечки на потолке и посмотреть, что там происходит. Травма…
Шон Эллис, автор сценария и режиссер, номинант на "Оскар" в прошлом за одну свою короткометражку, тоже не торопится заключить фабулу "Отражения" в какую-то внятную систему. Рамок фильма ему для этого, во всяком случае, не хватает. Понятно из мешанины образов и плохо мотивированных поступков персонажей следующее. Существует некий параллельный мир, входом в который служат зеркала. Не любые отражения, а именно зеркала, причем, возможно, не любые, а какие-то особенные. В какой-то момент обитателям Зазеркалья почему-то надоедает их мир, и они кидаются в наш. Это только мое предположение, которое происходит из логики экранных событий, в фильме данный момент никак не формулируется. Есть несколько образов затемненных помещений за зеркалами, где какие-то темные фигуры играют в "повторюшу", ожидая момента, чтобы вырваться сюда, к нам, в серый и неприветливый мегаполис. Помещения, к слову, очень напоминают комнаты слежения спецслужб в соответствующих фильмах, где за зеркалом тихонечко сидят уставшие агенты. В общем, в какой-то момент мы имеем факт разбитого зеркала, еще через какое-то время в кадре возникает двойник того героя, который смотрел в зеркало, и вскоре двойник жестоко и беспричинно убивает оригинального человека, чтобы начать жить его жизнью.
Живут двойники неэмоционально, хмуро, без всякой цели. Просто существуют, как механизмы, и предпочитают никому не приоткрывать свою тайну. Со временем двойников становится больше, но насколько – большой вопрос. Всю эту информацию можно с трудом вычленить среди отрывистых метаний героини по городу, ее разговоров с психиатром и видений. При этом второстепенные персонажи, тот же психиатр или его коллеги, являются в фильме очень многозначительно и явно надолго, а потом бесследно исчезают. Возможно, и они тоже тени. Все тень и иллюзия, и никакой логики тут искать, наверное, не надо. Логику можно обнаружить только в том, насколько упорно режиссер заставляет нас оказываться в ванных комнатах. Во-первых, в ванной комнате человек раздевается донага, и это хороший способ заставить двух девушек обнажиться перед камерой. Во-вторых, беззащитность человека в ванной при кажущейся безопасности особенно предполагает к испугу и, в частности, к кровавому убийству. Это со времен Хичкока многие успели проверить, а Эллис не стал оригинальничать. Однообразно получилось немного, но все равно зритель боится, а чего еще надо?
В поисках ответа на вопрос, откуда взялись все эти отраженные зомби, я пришел к следующему выводу. Иногда посмотришь вокруг и подивишься: откуда такая злость, такое равнодушие в людях? Неужели человеческого ничего не осталось? Эллис, возможно, остроумно предположил: может, их просто убили их бессердечные двойники и живут теперь их жизнью? Ведь человек, пока он человек, конечно, прекрасен, рассудителен, умерен и справедлив. Хотя, если верить фильму, таких среди нас все меньше.
Обозреватель Сергей Сычев