Русские не сдаются

Российская нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", более 10 лет пытавшаяся приступить к разработке одного из крупнейших нефтяных месторождений в Ираке, получила главный приз в нефтяном тендере в этой стране

Фото: Reuters

Москва. 12 декабря. INTERFAX.RU - Больше 10 лет российская нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" пытается приступить в Ираке к разработке одного из крупнейших нефтяных месторождений - Западная Курна-2. Основным сдерживающим фактором всегда являлась политическая ситуация в стране. Победа во втором раунде лицензирования в Ираке, возможно, приблизит компанию к заветной мечте, если вновь не помешает политическая составляющая. В числе победителей также оказалась еще одна российская компания - "Газпром нефть", которой только предстоит узнать особенности национальной иракской "кухни".

Как все начиналось

Консорциум в составе российских: "ЛУКОЙЛа" (68,5%), "Зарубежнефти" (3,25%), "Машинимпорта" (3,25%) и министерство нефти и газа Ирака (25%) в 1997 году во время правления Саддама Хусейна заключили контракт на разработку второй фазы месторождения Западная Курна на условиях соглашения о разделе продукции (СРП).

Месторождение Западная Курна-2 считается одним из крупнейших в мире, его доказанные запасы оцениваются в 6 млрд баррелей нефти. Срок действия СРП был установлен до 2020 года. Накопленная добыча за время действия контракта могла составить 4,8 млрд баррелей нефти и 56,4 млрд кубометров природного газа. Капитальные вложения в разработку месторождения оценивались в объеме около $4 млрд. "ЛУКОЙЛ" имел обязательства по осуществлению инвестиций в разработку нефтяных месторождений в Ираке на $495 млн в течение трех лет с момента, когда работы станут возможны.

Однако действовавший режим санкций в отношении Ирака после войны в Персидском заливе не позволял российским компаниям реализовывать нефтяные проекты в стране. Поэтому в конце 2002 года иракская сторона заявила о том, что соглашение о разработке Западной Курны-2 расторгнуто по причине невыполнения "ЛУКОЙЛом" условий контракта. Но российская компания продолжала считать контракт действовавшим и заявляла о намерении провести переговоры с новым руководством Ирака о возобновлении реализации этого проекта. В случае успешных переговоров "ЛУКОЙЛ" планировал отдать 17,5% из своей доли в проекте американской ConocoPhillips, которая является одним из крупных акционеров "ЛУКОЙЛа".

Между тем новое иракское правительство аннулировало все контракты, заключенные прежним режимом, и выставило около 20 нефтегазовых месторождений на аукционы.

Первый блин комом

В рамках первого раунда лицензирования, итоги которого были подведены в конце июня текущего года, Ирак планировал заработать $1,7 трлн более чем за 20 лет от разработки месторождений. Но итоги тендера для инвесторов, в том числе российских, оказались неутешительными - контрактов заключено практически не было.

"ЛУКОЙЛ" и "Газпром нефть" еще весной прошлого года вошли в список из 35 компаний, получивших право претендовать на заключение контрактов по разработке иракской нефти в рамках первого раунда. Совместно с американской ConocoPhillips "ЛУКОЙЛ" подавал заявку на месторождение Западная Курна-1, а "Газпром нефть", с индийской нефтегазовой корпорацией ONGC и турецкой Turkish Petroleum Corp. претендовали на месторождения Зубейр.

Всего на тендер выставлялось 6 нефтяных и 2 газовых месторождения, но единственный сервисный контракт было присужден группе инвесторов - BP и CNPC - по месторождению Румейла в южном Ираке.

Несмотря на то, что "ЛУКОЙЛ" после тендера заявил о невыгодных условиях, на которых Ирак пытался привлечь инвесторов, компания позднее согласилась продолжить переговоры с правительством на его условиях - за вознаграждение в $1,9 с каждого барреля, добытого свыше лимитированного государством уровня. Переговоры об участии в разработке этого месторождения также вели Shell, ExxonMobil, Total и китайская CNPC. И в начале ноября Ирак сообщил, что выбрал Shell и ExxonMobil для заключения контракта, который, правда, до сих пор еще не подписан.

В пролете

В рамках второго раунда 11-12 декабря были выставлены 10 месторождений. Помимо "ЛУКОЙЛа" и "Газпром нефти", среди российских компаний право претендовать на иракские ресурсы получили также "Роснефть" и "Татнефть".

Первый аукционный день успеха "ЛУКОЙЛу" не принес. Китайская CNPC совместно с малазийской Petronas и французской Total выиграли тендер на месторождение Халфайя (Halfaya) с запасами в 4,1 млрд баррелей нефти, на которое также претендовала российская НК совместно с норвежской Statoil. CNPC принадлежит 50% в консорциуме, Petronas и Total - по 25%. Statoil и "ЛУКОЙЛ" участвовали в тендере на паритетных началах. Группа инвесторов-победителей во главе CNPC предложила добычу на месторождении на уровне в 535 тыс. баррелей в сутки, вознаграждение - $1,4 за баррель. Согласно предложению Statoil и "ЛУКОЙЛ", компании планировали добывать 600 тыс. баррелей в сутки, но предлагали размер вознаграждения в $1,53 за баррель.

Между тем представитель норвежской Statoil после неудавшейся попытки сразу заявил, что компания по-прежнему заинтересована в работе на нефтяных месторождениях Ирака.

Победителем тендера по итогам первого дня также стал консорциум англо-голландской Royal Dutch Shell и малазийской Petronas Carigali, который подавал заявку на месторождение Маджнун (Majnoon). При этом Ирак отклонил заявку ангольской национальной компании Sonangol на участие в тендере на месторождение Кайярах (Qaiyarah), а заявок от других компаний не поступило, поэтому тендер по нему был перенесен на 12 декабря. Компания, которая первоначально хотела работать на месторождении за вознаграждение в $12,5 за баррель, приняла условия Ирака, предусматривавшие всего $5, и была признана победителем. Тендер по еще двум месторождениям: Восточный Багдад и группе Восточных месторождений не состоялись из-за отсутствия интереса к ним со стороны инвесторов.

Счастье есть

"Консорциум с участием крупной российской частной нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" выиграл главный приз в финальном раунде иракского послевоенного нефтяного аукциона", - так описала The Wall Street Journal победу "ЛУКОЙЛа" в тендере на месторождение Западная Курна-2. Согласно сообщению "ЛУКОЙЛа", извлекаемые запасы месторождения оцениваются около 12,9 млрд. баррелей нефти.

Полной неожиданностью для всех стало участие "ЛУКОЙЛа" в этом тендере совместно со Statoil, а не с ConocoPhillips. О том, что российская компания планирует выходить на аукцион с американским партнером, "ЛУКОЙЛ" заявлял неоднократно.

Согласно предложениям инвесторов-победителей, на месторождении планируется добывать 1,8 млн баррелей нефти в сутки, вознаграждение за сверхлимитную добычу составит $1,15 за баррель. В консорциуме, который участвовал в тендере, "ЛУКОЙЛу" принадлежит 85%, Statoil - 15%. На Западную Курну-2 также претендовали: французская Total, которая предлагала добывать 1,430 млн б/с при вознаграждении в $1,72, консорциум BP (51%) и CNPC (49%) (добыча 888 тыс. б/с при $1,65) и группа, возглавляемая Petronas (60%) при участии Pertamina (20%) и Petrovietnam (20%) (добыча 1,2 млн б/с, вознаграждение $1,25).

Как говорится в пресс-релизе "ЛУКОЙЛа", в соответствии с условиями тендера, 25% участия в консорциуме должно быть передано иракской государственной компании. Таким образом, доля "ЛУКОЙЛа" составит 63,75%, доля Statoil - 11,25%.

"Все эти годы мы продолжали бороться за иракский проект, выполняя обещание, данное нашим акционерам. Сегодня мы добились заслуженной победы и намерены вместе со своими норвежскими партнерами выполнить все взятые на себя обязательства по освоению месторождения Западная Курна-2 в интересах иракского народа и наших акционеров. Этот проект является стратегически важным для нашей компании", - приводятся в сообщении слова президента "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова.

"Мы очень счастливы сегодня", - передает Bloomberg слова президента "ЛУКОЙЛ Оверсиза" (дочерняя структура "ЛУКОЙЛа", оператор международных upstream проектов) Андрея Кузяева.

Другая российская компания - "Газпром нефть" совместно с турецкой TPAO, корейской Kogas и малазийской Petronas победила в тендере на разработку нефтяного месторождения Бадра с запасами в 2 млрд баррелей, о чем сообщил Агентству нефтяной информации (АНИ) заместитель генерального директора по разведке и добыче, заместитель председателя правления "Газпром нефти" Борис Зильберминц.

Консорциум предложил добывать на месторождении 170 тыс. баррелей в сутки, вознаграждение за сверхлимитную добычу - $6 за баррель. В то же время максимальный размер вознаграждения, предложенный министерством нефти Ирака, составлял $5,5. Инвесторы согласились с этим уровнем и были признаны победителями. Кроме них на этот тендер никто не заявлялся. В группе инвесторов "Газпром нефти" принадлежит (40%), TPAO (10%), Kogas (30%) Petronas (20%).

Б.Зильберминц назвал условия тендера "очень хорошими". "Судя по тому, что на всех предыдущих тендерах предлагалось около $2 за баррель сверхлимитной добычи, то наши $5,5 - очень хороший результат", - сказал он.

В то же время Petronas совместно японской Japex стали победителями в тендере на нефтяное месторождение Гарраф (Garraf), на которое также претендовал казахстанский "КазМунайГаз". Консорциум в составе Petronas (60%) и Japex (40%) предложили добывать на месторождении 230 тыс. баррелей в сутки, вознаграждение за сверлимитную добычу - $1,49 за баррель. "КазМунайГаз" в консорциуме с корейской Kogas и итальянской Edison предлагали добычу на месторождении в объеме 185 тыс. б/с, вознаграждение $2,55, турецкая TPAO и индийская ONGC - 200 тыс. б/с и $2,76, индонезийская Pertamina - 150 тыс. б/с и $7,50. Ангольская Sonangol признана победителем на нефтяное месторождение Наймах (Najmah), а заявок на месторождения группы Middle Furat не поступило. "Роснефть" и "Татнефть" не были замечены в тендерах ни по одному из месторождений, которые выставлялись в течение двух дней.

Пока сложно оценить реальный экономический выигрыш каждого из победителей, так как речь идет не о соглашениях о разделе продукции, в которых инвесторы могли бы получить долю в добытом сырье и извлечь выгоду из роста цен на нефть, а о сервисных контрактах, где компаниям достанется только вознаграждение за извлекаемое "черное золото", облагаемое налогом. При этом Ираку будет принадлежать 25% во всех проектах, остальные доли компании-участники поделят между собой.

Для крупных игроков нефтяного рынка лицензирование означает возможность возвращения в Ирак, который был закрыт для них с момента национализации нефтяной отрасли страны в 1972 году. Однако компаниям предстоит нелегкий путь в достижении намеченных целей. В Ираке до сих пор не принят ряд законодательных актов, регулирующих правовые вопросы недропользования, например, распределение выручки. Хотя в целом аналитики ожидают, что прибыль нефтяников от работы в Ираке будет достаточно высокой.

Ирак претендует на второе место

Аукцион был очень важен для восстановления нефтяной отрасли Ирака. Так, страна, которая является третьим крупнейшим производителем нефти в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), намерена увеличить в ближайшие 6 лет добычу нефти с 2,4 до 6 млн баррелей в сутки до 7 млн б/с, приводит Bloomberg слова министра нефти Ирака Хусейна Аль-Шахристани.

Ирак занимает третье место по объемам запасов нефти в мире (доказанные запасы 115 млрд баррелей) после Саудовской Аравии (264 млрд баррелей) и Ирана (137 млрд баррелей). Однако FT отмечает, что эти цифры по Ираку датируются 1970 годом до того, как в отрасль пришли новые технологии, преобразовавшие нефтяную промышленность. Издание не исключает, что Ирак может настигнуть Иран как держателя вторых по величине доказанных запасов нефти в мире.

Новости