Чем владелец отличается от топ-менеджера
Владельцы малого и среднего бизнеса и топ-менеджеры имеют разные взгляды на то, как вложить свободные деньги в финансовые инструменты. Владельцы бизнеса меньше любят класть деньги на депозит, зато чаще пользуются накопительными страховыми программами, чем наемные управленцы, свидетельствует исследование Citi
Москва. 2 декабря. IFX.RU - Владелец предприятия, пусть даже и малого, в своем поведении заметно отличается от наемного руководителя. Причем речь идет не только об отношении к бизнесу, но и об инвестиционных предпочтениях. Об этом свидетельствует исследование сегмента обеспеченных россиян, владельцев малого и среднего бизнеса в России, проведенное Citi и Российским микрофинансовым центром.
Любопытно, что обеспеченные россияне - владельцы малого и среднего бизнеса (МСБ) меньше склонны доверять отечественным инструментам сбережения, чем топ-менеджеры. Например, владельцы МСБ в два раза реже инвестируют в локальные инвестиционные фонды (13% против 28% среди топ-менеджеров), средняя сумма - в 4 раза меньше, чем у топ-менеджеров.
Кроме того, среди обеспеченных россиян - владельцев МСБ лишь каждый 8-ой (12%) кладет деньги на депозит в банк, в то время как среди топ-менеджеров таких 29%.
Зато и владельцы МСБ, и менеджеры одинаково часто инвестируют в международные (оффшорные) инструменты, хотя у владельцев бизнеса сумма в 2 раза ниже. Вообще, владельцы МСБ держат в 3 раза меньше ликвидных активов, чем топ-менеджеры.
В исследовании также отмечается, что владельцы бизнеса чаще планируют будущее для себя и своих семей. В пользу этого может говорить то, что бизнесмены в 2,5 раза чаще покупают страховку жизни, чем топ-менеджеры. Накопительные страховые программы покупает каждый пятый топ-менеджер и каждый второй владелец малого или среднего бизнеса.
Различия в подходах присутствуют не только в вопросе инвестирования, но и в том, как владельцы МСБ и топ-менеджеры используют банковские карточки. Владельцы бизнеса предпочитают оплачивать покупки наличными, при этом они используют кредитные карты для крупных приобретений, отмечают авторы исследования.
Обеспеченные россияне - топ-менеджеры в основном совершают покупки по карточкам в средней ценовой категории: авиабилеты, покупки в супермаркете, для ремонта дома. Они в 1,6 раза чаще используют дебетовую карту по сравнению с обеспеченными россиянами – владельцами МСБ, причем значительная часть расходов по карточке менеджера приходится на еду.
В то же время, обеспеченные россияне – владельцы МСБ в основном, совершают покупки в высшей ценовой категории: предметы роскоши, авиабилеты, одежда и траты в дорогих супермаркетах. Они тратят в 2 раза больше средств, и в 3 раза чаще используют кредитную карточку, чем обеспеченные россияне - топ менеджеры.
В настоящее время 75% собственников российского малого и среднего бизнеса мужчины в возрасте от 33 до 46 лет. Женщины приходят в бизнес позже мужчин. Среди владельцев МСБ половина мужчин моложе 37 лет, в то время как половина женщин - старше 43 лет. Обеспеченные россияне-владельцы МСБ старше, чем обеспеченные россияне, не имеющие собственного бизнеса. Среди них на 11% больше людей с высшим образованием.
Как отмечается в исследовании, количество предприятий малого бизнеса к концу 2008 года составляло примерно 1,3 млн. В секторе были задействованы 11,3 млн человек. Доля МСБ в ВВП равнялась 12%. Оптовая и розничная торговля составляла 45% всего малого и среднего бизнеса.