Час "Х" для нефтепереработки близок

Час "Х", когда будут уравнены в правах вывозные пошлины на светлые и темные нефтепродукты, наступит "категорически в ближайшее время", уверяет глава Минэнерго РФ Сергей Шматко. И тогда будет выгоднее экспортировать продукцию высокой переработки, а не мазут. И вообще государству не интересны НПЗ, которые просто разливают нефть на составляющие

Москва. 2 декабря. IFX.RU - Российский рынок нефтепереработки в недалеком будущем может сильно измениться. Власти не намерены больше поощрять практику экспорта низкокачественных нефтепродуктов в убыток бюджету и курсу на модернизацию отрасли. В ближайшее время в обязательном порядке будут выровнены экспортные пошлины на темные и светлые нефтепродукты, заявил в Госдуме глава Минэнерго Сергей Шматко. В целом для отрасли главная цель - увеличить к 2015 году глубину переработки до 83%. Нефтяникам придется подтянуть свои инвестиции - отсталые НПЗ не интересны государству, и таким придется уйти с рынка.

Наполнить бюджет "качеством"

Минэнерго обрушилось с критикой на нерадивых переработчиков нефти, гонящих на экспорт продукты низкой переработки. По подсчетам министерства, бюджет РФ мог бы получать до $13 млрд в год дополнительных средств при условии экспорта нефти вместо некачественных видов топлива, в частности, мазута, сообщил министр энергетики РФ Сергей Шматко, выступая на "правительственном часе" в Госдуме.

"При средней цене нефти в $70 за баррель существующий уровень качества российских нефтепродуктов приводит к тому, что, если сегодня Россия экспортировала бы нефть, а не нефтепродукты, то бюджет мог бы получить дополнительно $13 млрд в год", - пояснил он.

"Сегодня сформировалась такая, может быть, странная аллюзия в системе, когда экспорт нефти, с точки зрения бюджета, более привлекателен, чем экспорт низкокачественных нефтепродуктов, в том числе мазута", - сказал министр.

С.Шматко добавил, что такая ситуация возникла в связи с тем, что экспортные пошлины на нефть выше, чем экспортные пошлины на темные нефтепродукты. В результате, нефтяным компаниям выгоднее экспортировать мазут, а бюджет недополучает соответствующие средства.

Министр сообщил, что правительство разрабатывает меры, которые позволят исправить ситуацию и повысить глубину переработки. В частности, планируется уравнять экспортные пошлины на темные и светлые нефтепродукты.

Это, по мысли властей, должно стимулировать нефтяные компании к оптимизации структуры нефтепереработки в части увеличения доли выхода светлых нефтепродуктов. Что, в свою очередь, приведет к росту экспорта нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью и сокращению экспорта топлива с низкой степенью переработки.

"Категорически в ближайшее время экспортные пошлины будут выровнены на темные и светлые нефтепродукты. Это стимулирует компании для реализации инвестпрограмм по углублению нефтепереработки", - сказал он.

Как отметил министр, ведомство выступает за совершенствование таможенного и налогового регулирования оборота нефтепродуктов, направленных на стимулирование производства нефтепродуктов с высокими потребительскими свойствами и сокращение выпуска нефтепродуктов, являющихся сырьем для переработки на зарубежных НПЗ. Такие меры будут обеспечиваться поэтапным повышением вывозных пошлин на мазут с одновременным снижением на товарные виды нефтепродуктов (бензин и дизель). Также рассматривается вариант дифференциации акцизов на нефтепродукты в зависимости от их качества.

Не исключено, что днем выравнивания пошлин может стать 1 января 2010 года. Еще в начале октября замглавы Минэкономразвития Андрей Слепнев заявлял, что экспортная пошлина на темные и светлые нефтепродукты в РФ может быть выровнена уже с 1 января 2010 года. "Мы предлагаем сделать это уже с 1 января следующего года", - заявил он.

По его словам, как сроки введения пошлины, так и подходы к коэффициенту, по которому они будут устанавливаться, пока обсуждаются с Минэнерго. "Там есть известное противоречие между ценой на внутреннем рынке и фактическим введением запрета на экспорт темных нефтепродуктов. Хочется избежать и того, и другого", - говорил А.Слепнев.

Ранее предлагалось ввести коэффициент 0,55 от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть. "Сейчас рассматривается немножечко другой коэффициент. Давайте дождемся решения правительства", - заявил замминистра.

Напомним, Сергей Шматко выступил с предложением унифицировать пошлины на светлые и темные нефтепродукты с 2012 года на правительственном совещании по вопросам ТЭК 12 февраля 2009 года. Проект федерального закона предполагает введение с 1 января 2012 года единого коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты на уровне 0,55 от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть. Потом заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов заговорил о том, что ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты могут быть сближены с 2011 года.

Пока же, как говорил Сергей Шаталов, самый простой способ перегонки нефти - "самоваром", как говорят нефтяники, - позволяет добиться весьма существенного экономического результата, потому что при экспорте прибыль получается значительно более высокой. "Это даже не столько создание добавленной стоимости, сколько уничтожение стоимости. Государство, наверно, не должно поощрять такую практику", - отмечал он.

Углубление 2015 - до 83%

Дискуссии о том, что хорошо бы нефтедобывающей стране увеличить объемы нефтепереработки и качество выпускаемой продукции идут очень активно. Но для достижения поставленных целей нужны огромные средства.

Минэнерго РФ оценивает инвестиции в модернизацию и строительство новых НПЗ в 2008-2015 гг. в 1,2-1,4 трлн рублей, сообщил глава министерства Сергей Шматко.

С.Шматко добавил, что государство приступило к реализации мер, стимулирующих инвестиции компаний в переработку, которые позволят увеличить ее глубину. "Так, если в 2008 году суммарные инвестиции в переработку составляли 100 млрд рублей, то в ближайшие 7-8 лет они составят 1,2-1,4 трлн рублей", - отметил он.

В результате до 2015 года в РФ будет введено более 60 установок для глубокой переработки нефти.

В целом министерство энергетики прогнозирует увеличение глубины переработки нефти в РФ к 2015 году до 83%. В частности, отметил министр, в правительстве разрабатываются меры по законодательному закреплению меры ответственности за нарушение требований технического регламента по топливам. Эти меры предполагают внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях.

Отметим, что первоначально стандарты евро-3 для автомобильного топлива должны были начать действовать в РФ с 1 января 2009 года. Однако в декабре 2008 года правительство РФ приняло постановлении о переносе сроков введения евро-3 для бензинов на 1 января 2011 года. Соответственно, переход на выпуск бензина евро-4 был перенесен на 1 января 2012 года, евро-5 - на 1 января 2015 года. Сроки ввода новых стандартов для бензина и дизельного топлива были перенесены по ходатайству нефтяных компаний.

Минэнерго также предлагает законодательно установить нормы, регламентирующие деятельность по производству нефтепродуктов путем внесения изменений в федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Также предполагается актуализация действующих и принятие новых национальных норм и правил, касающихся требований к процессам по выпуску нефтепродуктов.

Кроме того, Минэнерго выступает за государственное стимулирование строительства инфраструктуры для НПЗ. Такой проект уже реализуется на Нижнекамском заводе.

"В результате модернизации и ввода новых нефтеперерабатывающих мощностей, их технологического переоснащения будет обеспечен стабильный рост глубины переработки нефти до 77% в 2012 году и до мировых стандартов на уровне 83% к 2015 году", - сказал С.Шматко.

Нет инвестиций - уйди

Компаниям придется соответствовать пожеланиям властей, в противном случае, никто не может гарантировать безпроблемного будущего для их НПЗ.

"Нам сегодня не интересны нефтеперерабатывающие заводы, которые просто разваливают нефть на мазут и другие составляющие", - указал Сергей Шматко.

По данным министра, на сегодняшний день в РФ функционируют 28 крупных НПЗ с мощностью более 1 млн тонн в год и около 80 мини-НПЗ. Суммарная проектная мощность первичной переработки в РФ составляет 270 млн тонн в год. При этом около 81% всех мощностей (254,4 млн тонн) приходится на крупные НПЗ.

НПЗ, не успевающие провести модернизацию к срокам, установленным техническим регламентом, должны уйти с рынка, заявил заместитель министра энергетики РФ Сергей Кудряшов на "правительственном часе" в Госдуме.

"Те, кто не успеют попасть под техрегламент (с модернизацией), тому придется уйти с рынка", - сказал он.

Он подчеркнул, что НК должны стремиться к инвестированию в переработку и модернизацию перерабатывающих мощностей. "Никто не хочет уходить с рынка", - сказал С.Кудряшов.

Стоп-цена - тупиковый путь

Не обошлось и без комментариев по части установления цен на топливо на внутреннем рынке. Как отметил Сергей Шматко, разговоры о введении фиксированной цены на нефтепродукты в РФ являются тупиковыми.

"Считаю, что разговоры о назначении фиксированной цены на российские нефтепродукты являются тупиковым путем развития", - заявил министр.

По его словам, введение фиксированный цены на нефтепродукты может в итоге привести к росту цен на топливо или необходимости субсидирования потребителей нефтепродуктов.

Он добавил, что с аналогичными проблемами уже столкнулись некоторые страны, в частности Индонезия и Иран. В этих странах с введением механизма субсидирования цен на нефтепродукты возникли проблемы с поддержанием переработки в нормальном состоянии. В результате, в странах, обладающих запасами нефти, возник дефицит нефтепродуктов, было введено лимитированное потребление топлива, появилась зависимость от его импорта.

Отметим, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сейчас пытается договориться с нефтяными компаниями о принципах формирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Дискуссии пока продолжаются, так как у собеседников есть некоторые расхождения по формированию формулы цены. Следующее заседание рабочей группы по ценообразованию состоится через неделю - 7 декабря "с учетом необходимости подготовки принятия решения в кратчайшие сроки", сообщает ФАС.

Новости по теме

Пошлина на нефть: светлые равны темным

Новости