Павич умер
Сербский писатель Милорад Павич, автор множества популярных и любимых во всем мире книг, скончался от инфаркта
Москва. 1 декабря. INTERFAX.RU - Сербский писатель Милорад Павич скончался 30 ноября от инфаркта, объявили его родственники. Дата похорон писателя пока не называется.
Милорад Павич, родившийся 15 октября 1929 года, стал известным, во многом, благодаря роману "Хазарский словарь", опубликованному около 25 лет назад, переведенного на десятки языков. Кроме того, Павич считался большим знатоком сербской литературы, а также одним из лучших переводчиков классических русских произведений. До ухода на пенсию Павич работал на кафедре философии университета в сербском Нови Саде, входил в состав Сербской академии наук и искусств, номинировался на Нобелевскую премию по литературе.
Среди наиболее известных российскому читателю книг Павича можно назвать "Пейзаж, нарисованный чаем", "Внутренняя сторона ветра", "Ящик для письменных принадлежностей", "Вывернутая перчатка", "Звездная мантия", "Последняя любовь в Константинополе".
Широкая же слава в России пришла к нему после публикации первых переводов "Хазарского словаря". Блестящий стиль, мифотворчество, то ли тайны, то ли загадки, помноженные на блестящее знание истории – это минимальный список того, что привлекает в творчестве Павича.
Он выбирал те формы романа, которые сам называл нелинейными, в его романах переплетались сюжетные линии, времена, читателю самому предлагалось выстроить историю, ту, которая ему придется по нраву. Павич выбирал самые разные способы сделать это, от гиперссылок, встроенных в текст и тогда еще бывших в диковинку, до романов, где главы составлялись по картам Таро, или где истории были разложены по ящикам стола для письменных принадлежностей. Его герои жили под разными именами и переносились во времени и пространстве так, как Павич считал нужным. Но от этого нисколько не терялась целостность восприятия. Его романы читали запоем от первой и до последней страницы, он умел не только рассказывать истории, но и создавать особенное настроение, такое, которое не теряется еще долгое время после прочтения его книг.
Будучи защитником и творцом нелинейных форм, сам Павич рассказывал, что пишет свои романы карандашом, а потом уже переносит их на компьютер. Говоря же о будущем литературы, он был вполне оптимистичен: "В то же самое время, когда мы здесь произносим свои слова, человечество изменяет формы полученных им в наследство средств речевое коммуникации и создает новые. Это не значит, что "роман без слов" и подобные ему интерактивные и мультимедийные художественные произведения вытеснят кино и литературу. Они только отвоюют у них свое место под солнцем" ("Роман как держава").