С войной или без

Ситуация вокруг Нагорного Карабаха вновь переросла в стадию острых реплик Армении и Азербаджана: в ответ на заявление одной стороны о том, что в случае безрезультатности встречи президентов двух стран может начаться война, другая сторона заявила о готовности признать независимость Нагорного Карабаха

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 23 ноября. INTERFAX.RU - Заявление президента Ильхама Алиева о возможности начала войны в регионе вызвало естественную негативную реакцию в Ереване и критику со стороны международных посредников в урегулировании карабахского конфликта. По счастью саммит оказался не совсем безрезультатным, хотя до сих пор не ясно, в чем его позитивные итоги заключаются – возможно, в самом факте беседы. Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян негативно оценил жесткие высказывания главы азербайджанского государства. "Хотя эти заявления делаются для внутреннего потребления, однако не только не формируют благоприятную атмосферу для переговорного процесса, но и оказывают негативное воздействие на предпринимаемые усилия в направлении установления мира в регионе", - сказал Налбандян "Интерфаксу". "Подобные заявления показывают деструктивную позицию Азербайджана не только в отношении Армении и Нагорного Карабаха, но и региональных процессов в целом", - заявил министр иностранных дел Армении до отъезда в Мюнхен.

За два дня до встречи президентов Армении и Азербайджана в Мюнхене Алиев заявил, что если предстоящая встреча будет безрезультатной, то в регионе может возобновиться война. "Если эта встреча станет безрезультатной, тогда наши надежды на переговоры будут исчерпаны, и в этом случае у нас не остается иного пути. И мы должны быть к этому (освобождению азербайджанских земель военным путем - ИФ) готовы", - заявил Алиев в ходе поездки в Геранбойский район Азербайджана. В Ереване это заявление расценили как вызов не только Армении и Нагорному Карабаху, но и всему международному сообществу. Ответом на него стало заявление пресс-секретаря президента Армении Самвела Фарманяна. Он сообщил, что Армения может признать независимость Нагорного Карабаха или подписать со Степанакертом соглашение о взаимопомощи, если напряженность вокруг непризнанной республики будет расти: "В мире существуют принятые методы. В случае подобного развития, Армения, к примеру, может признать независимость Нагорного Карабаха со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во-вторых, Армения может подписать с Нагорно-Карабахской Республикой соглашение о взаимопомощи".

"Варианты есть, и я уверен, что Республика Армения воспользуется несколькими из вариантов или всеми вариантами сразу. Следует отметить, что до сих пор Армения не признала независимость Нагорного Карабаха по единственной причине, чтобы это не стало препятствием мирным переговорам. А если мирные переговоры прерываются и начинаются военные действия, то ничто не мешает Армении признать независимость Нагорного Карабаха", - заявил пресс-секретарь президента.

Между тем, сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) положительно оценили прошедший в минувшее воскресенье в Мюнхене шестой раунд переговоров президентов по карабахскому урегулированию. "Длившиеся почти четыре часа переговоры были конструктивными. В некоторых областях был достигнут прогресс. В то же время, некоторые вопросы все еще остаются открытыми", - говорится в заявлении посредников. Сопредседатели МГ ОБСЕ не видят альтернативы мирному решению нагорно-карабахского конфликта, заявил французский посредник Бернар Фасье в Мюнхене по итогам переговоров президентов Армении и Азербайджана Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. "Ни в Париже, ни в Москве, ни в Вашингтоне не видят альтернативы мирному решению карабахского конфликта", - сказал журналистам Фасье. Со своей стороны российский посредник Юрий Мерзляков отметил, что "за основу принимаются не заявления Алиева о начале войны, а переговоры президентов в целом".

В минувшее воскресенье в резиденции консула Франции состоялась шестая встреча президентов Азербайджана Алиева и Армении Саргсяна по вопросам урегулирования карабахского конфликта. Переговоры прошли как в режиме "тет-а-тет", так и в расширенном составе.

В преддверии предыдущей встречи Алиева и Саргсяна в Кишиневе 1 октября представители Азербайджана изложили приемлемый для них сценарий урегулирования. В частности, по словам замглавы азербайджанского МИД Араза Азимова, на первом этапе должна быть возвращена большая часть территорий, а на втором этапе - оставшиеся земли. Азимов сообщил, что уже имеется концептуальное видение решения этого вопроса. Дипломат также отметил, что статус и полномочия миротворцев, которых предполагается разместить в зоне конфликта после подписания мирного соглашения, будет определяться уровнем доверия между Азербайджаном и Арменией. "Статус и полномочия миротворцев будут зависеть от будущего соглашения, а также от доверия между сторонами. Чем больше будет доверия, тем меньше будет потребности в миротворческих силах", - подчеркнул он.

Азимов отметил, что в решении вопроса миротворчества необходимо большое внимание уделять терминам, потому что статус миротворцев будет иметь значение при выполнении ими дальнейших полномочий. Захваченный в начале 1990-х армянами Лачинский коридор, по словам замглавы МИД Азербайджана, даже в случае сдачи в пользование Еревану для обеспечения связи между Нагорным Карабахом с Арменией будет считаться территорией Азербайджана.

"Азербайджанская сторона выступает за двустороннее использование Лачинского коридора, чтобы движение по нему осуществлялось в обеих направлениях. Но армянская сторона пока не дошла или не хочет дойти до этого уровня понимания", - сказал Азимов. При этом он подчеркнул, что "Азербайджан ни при каких обстоятельствах не собирается отдавать часть своей территории".

Замминистра заявил о необходимости проведения экспертами с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ замерных работ, связанных с обеспечением сухопутной связи между Нагорным Карабахом и Арменией по Лачинскому коридору, проходящему по одноименному и оккупированному ныне армянами району Азербайджана.

Азимов полагает, что подписание протоколов по урегулированию армяно-турецких отношений в нынешних условиях переговорного процесса по Карабаху не будет способствовать решению этого конфликта. "Я считаю, что в сегодняшних реалиях подписание протоколов не может считаться положительным фактом. Я не хотел бы слишком забегать вперед, но мы, исходя из собственной точки зрения, уже заявили, что в этом случае, т.е. без достижения прогресса в Карабахском вопросе, любые шаги в этом направлении и подписание протоколов не будут способствовать урегулированию, а наоборот, послужит причиной изменения позиции Армении", - сказал замминистра.

"Подписание протоколов неминуемо отразится на процессе урегулирования Карабахского конфликта и на развитии региональных процессов в целом", - заявил Азимов. Он напомнил, что армяно-турецкая граница была закрыта Турцией в 1993 году в знак протеста против оккупации Арменией территорий Азербайджана.

Между тем в Вашингтоне не видят связи между урегулированием армяно-турецких отношений и вопросом решения нагорно-карабахского конфликта. "Процесс урегулирования отношений между Арменией и Турцией не связан с решением нагорно-карабахского конфликта. Это отдельный процесс. Однако существует возможность, когда все стороны могут использовать решение одного вопроса во благо другого", - заявила ранее первый заместитель начальника бюро государственного департамента США по вопросам Европы и Евразии Нэнси Маклдоуни.

Вашингтон, как известно, в последнее время старается придерживаться объективистской позиции в карабахском вопросе, указывая на одинаковую важность проявления доброй воли и Баку, и Ереваном.

Баку потерял контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему семью районами в ходе кровопролитного конфликта, начавшегося в 90-е годы между армянами и азербайджанцами по вопросу принадлежности Карабаха. В результате около миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. Совет Безопасности ООН в своих резолюциях осудил оккупацию территории Азербайджана и потребовал вывода армянских вооруженных формирований.

На сегодняшний день при международном посредничестве идет переговорный процесс по решению этой проблемы. Урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха занимаются сопредседатели Минской группы ОБСЕ, представляющие США, Россию и Францию. Камнем преткновения в переговорах по Нагорному Карабаху является статус данного региона. В решении проблемы посредники пытаются совместить два принципа международного права: территориальной целостности (на котором основывается Баку) и право наций на самоопределение (подход Еревана).

Баку настаивает на поэтапном решении конфликта, когда на первом этапе Армения выводит свои войска из всех семи оккупированных районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха и туда возвращаются азербайджанские вынужденные переселенцы. При этом на данной стадии допускается возможность возобновления экономического сотрудничества между Азербайджаном и Арменией.

На втором этапе предлагается приступить к согласованию политического статуса самого Нагорного Карабаха. Одним из обсуждаемых вариантов определения статуса, по некоторым данным, является проведение референдума. Так или иначе, в Баку выступают против каких-либо попыток отторгнуть Нагорный Карабах от Азербайджана, предлагая для этой области высокую степень самоуправления.

Армения же предлагает решать вопрос в комплексе, используя семь оккупированных районов Азербайджана вне Нагорного Карабаха в качестве предмета торга для обеспечения независимости анклава. В Ереване считают, что вопрос возвращения районов и статус Нагорного Карабаха должен решаться одновременно.

Руководство военного ведомства Азербайджана периодически озвучивает готовность азербайджанской армии в случае провала переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта освободить оккупированные территории.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости