Семейные ценности Алекса ван Вармердама

"Последние дни Эммы Бланк" нельзя назвать самым лучшим фильмом режиссера - скорее это просто одна из частей группового портрета современного общества, который ван Вармердам пишет с 1986 года

Москва. 23 ноября. INTERFAX.RU - В столице закончилась ретроспектива одного из самых интересных голландских кинорежиссеров Алекса ван Вармердама, в рамках которой были показаны все его фильмы. Фильмом закрытия ретроспективы стала новая работа режиссера, фильм "Последние дни Эммы Бланк", в которой ван Вармердам снова обращается к своей любимой теме - изолированные от общества, и на первый взгляд обычные, группы людей, которые на деле оказываются компанией монстров. В привычной абсурдистской манере режиссер вскрывает пороки маленького человека, по-прежнему используя для этого минимум приемов и инструментов.

В загородном доме живет странная компания с довольно запутанными родственными связями. Хозяйка дома, Эмма Бланк, как будто бы смертельно больна, в силу чего изо всех сил старается доставить как можно больше забот слугам, старательно исполняющим свои обязанности, но явно мечтающим побыстрее отправить мадам Бланк в мир иной. Сбой происходит, когда мы узнаем, что все персонажи исполняют свои роли по предварительной договоренности с больной, которая пообещала им все свое состояние за исполнение любых прихотей в эти последние дни ее жизни. Сами же персонажи в этот момент узнают о том, что никакого состояния нет и налаженный быт разваливается, как карточный домик. Эмма Бланк лежит на полу гостиной несколько дней, моля о помощи, а слуги, переступая через нее, пытаются понять, что же им делать дальше.

В "Последних днях" мы видим стандартный набор типажей семейной драмы в загородном доме - властная хозяйка, слабовольный муж, кухарка, ее деревенского вида сынок, сексапильная горничная. И даже отношения между участниками этой драмы шаблонны: муж спит с кухаркой, ее сын пристает к горничной. Странность разыгрываемой пьесе придает персонаж, которого сыграл сам Алекс ван Вармердам, который исполняет ключевые роли в каждом своем фильме. Здесь он выступает в роли человека-собаки Тео. Такую роль назначила ему хозяйка и он добросовестно ее выполняет - целый день молча сидит в кресле и ждет, когда его выпустят в туалет во двор, иногда все же давая волю своим животным инстинктам и пристраиваясь сзади к Эмме Бланк или к горничной Гомми.

Но все остальные герои не менее бесчеловечны, чем Тео, не смотря на то, что обладают всеми качествами homo sapiens и способны смеяться, плакать, чувствовать радость или горе. Всего этого по ван Вармердаму недостаточно, чтобы быть человеком и в результате даже после смерти Бланк все скорее всего останется также, как и было - каждый будет выполнять предписанную ему заранее роль.

"Последние дни Эммы Бланк" нельзя назвать самым лучшим фильмом голландского режиссера - скорее это просто одна из частей портрета современного общества, который ван Вармердам пишет с 1986 года, когда вышел "Абель", его первая работа. Найти более последовательного в своем творчестве художника не просто и это признак безусловного таланта. Получивший на последнем Венецианском кинофестивале приз от европейского сообщества кинотеатров Europa Cinemas, "Последние дни" подтвердил тем самым и репутацию Алекса ван Вармердама, как режиссера, которого любят и ценят, не только профессионалы, но и простые зрители. И ретроспектива, прошедшая в Москве, настоящий подарок как раз для них.

Новости