Взять столицу приступом, а Лужкова – измором
Представители сексменьшинств не намерены сдаваться городским властям и подали заявки на проведение в мае ряда митингов и шествий
Москва. 29 апреля. INTERFAX.RU - Представители сексменьшинств намерены взять измором Юрия Лужкова. Их лидер Николай Алексеев объявил наступающий май месяцем гей-активности в Москве. Каждый день, начиная с 1 мая, организаторы гей-парадов планируют проводить в разных частях города по пять шествий в поддержку прав и свобод лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Столичные власти заявляют, что не допустят провокаций, которые могут закончиться плачевно, в том числе для самих геев. Ведь согласно последнему опросу Левада-центра, к гомосексуалистам резко отрицательно относятся 84% россиян.
Смена тактики
В этом году сексменьшинства столицы намерены предпринять третью попытку провести "парад гордости" в Москве. Две предыдущие - в 2006 и 2007 гг. - закончились применением силы со стороны милиции и жалобами геев на действия городских властей в Европейский суд по правам человека. Первоначально активисты движения не хотели отказываться от традиционного сценария. Шествие геев и лесбиянок, посвященное 15-летию отмены уголовного наказания за мужеложество, было намечено на 31 мая 2008 года. За день до этого оргкомитет, в состав которого, помимо хорошо известных в соответствующих кругах Николая Алексеева и Евгении Дебрянской, вошли такие экзотические личности как депутат башкирского парламента Эдвард Мурзин и архиепископ Алексий (Скрыпников), собирался провести международную правозащитную конференцию с привлечением знаменитых соратников. В частности, приглашения были разосланы мэрам Берлина и Парижа.
Однако в апреле лидеры гей-движения решили поменять тактику и от точечных ударов перейти к шквальному огню по позициям противника. Как заявил "Интерфаксу" Николай Алексеев, представители сексменьшинств намерены митинговать по пять раз в день вплоть до конца мая. Московскую мэрию планируется уведомлять о мероприятиях своевременно, в письменной форме, как того требует закон. В настоящее время уже поданы заявки на первые пять дней месяца. "Уведомления, которые мы подаем в правительство Москвы на каждый день в мае, касаются шествий по разным улицам центральной части города и в разное время", - пояснил Алексеев. Напомним, что в 2006 и 2007 гг. сексменьшинства планировали организовать "парад гордости" по маршруту от Чистых прудов через Мясницкую улицу к Соловецкому камню и Китай-городу.
Источник в управлении по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы рассказал "Интерфаксу", что в каждом мероприятии, по версии организаторов, примут участие 5100 человек, или всего в течение пятидневки - 127,5 тысяч геев и лесбиянок. На 6 и 7 мая поданы заявки на проведение двух митингов и шествий, а на 8 мая пока есть запрос только на одну акцию. В теории заявленные лидерами гей-движения цифры выглядят вполне реально, поскольку в России, как и в любой другой стране, гомосексуалисты составляют 10% от общей численности населения. Однако на практике массовые шествия и демонстрации в Москве вряд ли осуществимы. Во-первых, далеко не все геи и лесбиянки одобряют чрезмерную активность отдельных представителей своего сообщества. А во-вторых, горадминистрация, как и в прошлые годы, обещает не допустить разгула "безнравственности и распущенности". На прошлой неделе пресс-секретарь московского мэра Сергей Цой заявил, что "правительство города будет действовать решительно и бескомпромиссно по пресечению попыток проведения этих мероприятий, потому что общество в абсолютном большинстве не приемлет такого рода проявления, образ жизни геев и их философию". При этом Цой добавил, что своими запретами власти защищают в первую очередь самих геев. "Есть заявления ряда религиозных и других структур, что в случае, если они пойдут на парад, будет применено физическое насилие. Может пролиться кровь, а это никому не нужно", - подчеркнул он.
Принципиальная позиция
Мэрия уже отклонила заявки на проведение митингов и шествий 1 и 2 мая, и можно не сомневаться, что такая же судьба ждет остальные петиции. Для Лужкова запрет гей-акций - это принципиальная позиция, а мэр не привык поступаться принципами, говорят собеседники interfax.ru в столичной мэрии. Они напоминают, что гомофобия столичного градоначальника находит активную поддержку у Русской православной церкви, политэлиты и российского общества в целом. Согласно декабрьскому опросу Левада-центра, только 4% россиян считают гомосексуализм морально приемлемым явлением, тогда как в западных демократиях сексуальная ориентация человека вообще не рассматривается как вопрос морали. Там давно уже договорились, что однополые отношения - это такой же вариант нормы, как, например, секс до брака.
Различные взгляды на природу гомосексуализма поссорили Юрия Лужкова с европейскими коллегами - мэрами Парижа, Берлина и Лондона, двое из которых, француз Бертан Деланоэ и немец Клаус Воверайт, сами являются представителями гей-сообщества. На последней встрече "Европейской четверки мэров" ( М4) в 2007 г. в Лондоне три ее участника стали чуть ли не хором журить Юрия Лужкова за его гомофобию. "Нельзя говорить, что большинство против. Надо быть более толерантными, чтобы гомосексуалисты также могли осуществлять свои права в общественной жизни", - поучал столичного градоначальника мэр германской столицы г-н Воверайт. В итоге Лужков уехал из Лондона рассерженным и, по некоторым данным, решил больше саммиты М4 не посещать.
Однако правозащитники настаивают, что рано или поздно горадминистрации придется примирится с гей-парадами. "Все эти запреты только показывают, что Москва - закрытый город", - заявил "Интерфаксу" лидер движения "За права человека" Лев Пономарев. Он недоумевает, почему городские власти запрещают все акции, кроме дня Святого Патрика, хотя ирландцев в российской столице явно меньше, чем геев и лесбиянок. Глава московского офиса международной правозащитной организации Human Rights Watch Аллисон Гилл также не видит "конфликта между желанием сексуальных меньшинств провести акции и вопросами общественной безопасности". "Качество демократии можно оценить по тому, как правительство и общество относятся к меньшинствам. Не должно быть тирании большинства. У меньшинств тоже есть права", - подчеркивает г-жа Гилл.