Иномарки провалили импорт
Изделия мирового автопрома по-прежнему не пускают на российский рынок. Ввоз в Россию подержанных иномарок упал в январе-октябре в 27 раз, импорт новых авто сократился более чем в 3 раза, порадовало Минэкономразвития. Но рано успокаиваться, объемы импорта оказались немногим меньше произведенных в России автомобилей
Москва. 17 ноября. IFX.RU - Поток иномарок, ввозимых в Россию из-за рубежа, превратился в жалкий ручеек. Существенней всего за 9 месяцев текущего год сократился объем ввоза подержанных изделий импортного автопрома. Но в целом импортная продукция составляет серьезную конкуренцию на отечественном авторынке.
Российские чиновники давно присвоили себе лавры победителей в борьбе за выживание российского автопрома. На то, что протекционизм помог российскому автопрому избежать полного краха, указывал ранее глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов. По его мнению, высказанному в одном из интервью, "если бы этого не было сделано, то мы бы рынок потеряли". На днях и глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным отметил, что меры, предпринимаемые правительством, дали определенный результат.
Конечно постарался и кризис, умеривший накал потребительских страстей. Результат, в том числе и протекционистских мер, выглядит следующим образом.
Импорт в Россию новых легковых автомобилей за январь-октябрь составил 415 тыс. штук и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 70,5% (1,409 млн штук годом ранее). Соответствующие сведения со ссылкой на предварительные данные ФТС распространило Минэкономразвития РФ.
За 10 месяцев в Россию было импортировано 11,5 тыс. подержанных автомобилей (до 5 лет) и 1 тыс. автомобилей старше 5-ти лет. Падение по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составило соответственно 27 и 5,4 раза.
Объем ввезенных новых легковых автомобилей из Японии за 10 месяцев сократился в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года - до 128,64 тыс. штук, из Южной Кореи - в 2,2 раза, до 81,52 тыс. штук, из Германии - в 3,6 раза, до 35,92 тыс. штук, из Англии - в 4 раза, до 34,88 тыс. штук, из Узбекистана - в 3 раза, до 25,47 тыс.
Гораздо сильнее упал объем импорта подержанных (не старше 5-ти лет) иномарок. Очевидно, сказываются заградительные пошлины, введенные властями в целях поддержки местных автопроизводителей. Любителям автотехники с заграничной родословной впору посыпать голову пеплом. Так, импорт из Японии упал в 25,2 раза - до 10 тыс. штук, из США - в 44 раза, до 470 штук, из Южной Кореи - в 48 раз, до 420 штук, Германии - в 67,5 раза, до 90 штук.
В отчете приведена и динамика средних цен без учета пошлин за 10 месяцев 2009 года. На новые импортируемые автомобили цены снизились до $16,6 тыс. (в 2008 году - $ 17,5 тыс.), а вот потрепанные жизнью автомобили в возрасте до 5-ти лет, напротив, подорожали до $6 тыс. (в 2008 - $5,4 тыс.), на б/у авто старше 5-ти лет цены вообще подскочили чуть ли не в 2 раза до $4,7 тыс. (в 2008 году - $2,9 тыс.).
За первые две недели ноября в РФ было ввезено 9,9 тыс. новых и 100 подержанных автомобилей.
К сожалению, в отчете Минэкономразвития не приводятся причины столь масштабного обвала автомобильного импорта. То ли доходы россиян не выдержали кризисного прессинга, то ли усилия российских властей оказали столь впечатляющее воздействие. Не исключено, что над проблемой защиты автопроизводителей поработали оба фактора.
Повышение пошлин на ввоз иномарок - один из механизмов, которые задействовали власти, чтобы спасти от полного разорения своих автопроизводителей. Новые ставки ввозных таможенных пошлин на подержанные и новые легковые автомобили, ввозимые в Россию как физическими, так и юридическими лицами, вступили в силу с 12 января 2009 года. Импортные пошлины на легковые автомобилей со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет были повышены в среднем с 25% до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя). Кроме того, был снижен с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных.
Когда стало ясно, что этих усилий недостаточно, в июле был запущен механизм льготных автокредитов при покупке продукции российского автопрома. При этом указанные меры поддержки пришлось продлевать и улучшать, чтобы все-таки перезапустить российский автопром. На помощь ему спешит и программа "наличные за автохлам", которую власти обещают запустить в следующем году.
А что же отечественный автопром, смог ли он воспользоваться предоставленной возможностью? Взамен обвальному сокращению ввоза иномарок наши автопроизводители продемонстрировали не менее обвальное сокращение производства. В январе-октябре производство новых машин в России сократилось на 62% по сравнению с тем же периодом 2008 года до 483 тыс. Это всего лишь на 16% больше объемов импорта новеньких авто за десять месяцев текущего года.
Так что битва за потребителя в самом разгаре. А что же россияне? Они пока не торопятся покупать. В пользу этого печального факта говорит продолжающее падение объемов продаж. В России за 10 месяцев 2009 года падение продаж автомобилей составило 51%, по оценкам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Причем в октябре по сравнение с сентябрем продажи упали на 1,1%.