Автомобиль уже не роскошь?
Мировая автопромышленность одной из первых ощутила тяжелую руку кризиса. Впрочем, призывы правительства разных стран к своему населению покупать автомобили не прошли даром. Продажи "железных коней" растут в Европе (правда, преимущественно Западной), в Америке и Китае. К сожалению, в России, пока можно говорить только о стабилизации
Москва. 16 ноября. IFX.RU - Мировой автопром, забуксовавший в кризис, постепенно начинает выбираться из колеи. Продажи "железных коней" в октябре росли в Европе, Америке и Азии. В России же наметилась стабилизация рынка.
Западная Европа покупает
Продажи автомобилей в Европе в октябре выросли на 11,2% по сравнению с октябрем прошлого года. Правда за десять месяцев с начала 2009 года продажи в Европе снизились на 5% до 12,2 млн автомобилей.
Восстановление отмечается благодаря различным программам стимулирования спроса, сообщает Европейская ассоциация производителей автомобилей (ACEA).
Вместе с тем, спрос на машины пока проявляют в основном в Западной Европе, где продажи за месяц выросли на 15,8%. Тогда как жителям Восточной Европы, ставшей одной из главных жертв кризиса, пока не до новых авто. В государствах - новых членах ЕС продажи в октябре упали на 36,9%.
Больше всего в октябре выросли продажи в Великобритании - на 31,6%, за ней следует Испания (26,4%), где продажи увеличиваются второй месяц подряд после 16 месяцев спада.
Весьма позитивные результаты продемонстрировали также Германия (24,1%), Франция (20,3%), Италия (15,7%), Португалия (3,5%) и Австрия (2,7%).
Впрочем, с начала года (в январе-октябре) только трем странам удалось показать рост продаж автомобилей: Германии - на 25,9%, Франции - на 4,2% и Австрии - на 6,3%. Спад в остальных государствах Западной Европы за этот период составил от 24,4% в Испании до 3,9% в Италии.
В то же время автомобильный рынок новых государств-членов ЕС далек от восстановления. Позитивный рост продемонстрировала только Чехия (8,8%). В остальных странах падение продаж составляло от 8,4% (в Польше) до 81,6% (в Латвии).
Что касается отдельных европейских производителей, то крупнейшая автомобилестроительная компания региона - Volkswagen AG - в октябре увеличила продажи на 6,3% (до 267,95 тыс. автомобилей) за счет брендов Volkswagen и Skoda. Вместе с тем продажи автомобилей Audi сократились на 12,4%.
Весьма неплохо чувствуют себя и европейские подразделения General Motors. Ключевые европейские бренды GM - Opel и Vauxhall - продали на 12,6% больше автомобилей, чем в октябре прошлого года.
США: рост и без "наличных за автохлам"
Американский авторынок также пришел в себя. Причем, похоже, спрос на "железных коней" в Штатах восстановился не только за счет поддержки государства.
Успешная программа cash-for-clunkers ("наличные за автохлам") завершилась еще в августе. Тогда программа вывела продажи на американском рынке в плюс, но после ее завершения в сентябре спрос на автомобили упал. В октябре продажи снова пошли в рост.
Как подсчитали в исследовательской компании Autodata, всего в октябре в США было продано 838 тыс. машин, что практически совпало с показателем второго осеннего месяца 2008 года.
В сравнении с сентябрем прирост составил 12%. Продажи в годовом исчислении оказались выше прогнозов, составив 10,46 млн новых машин. Аналитики, опрошенные Thomson Reuters, ожидали, что этот показатель достигнет лишь10,2 млн.
Согласно официальной статистике, розничные продажи в США в октябре выросли на 1,4%, сообщило министерства труда США. Аналитики прогнозировали менее значительное увеличение - на 0,9%, передает агентство Bloomberg.
Причем розничные продажи выросли как раз вследствие большего спроса на автомобили. Продажи в автомобильных салонах и магазинах, торгующих запчастями, выросли в октябре на 7,4% после обвала на 14% в сентябре.
Азиатские успехи
Что касается Азии, то общей автомобильной статистики по этому региону нет. Впрочем, отдельные данные свидетельствуют, что и здесь положение автомобильной промышленности выправляется.
Так, японская Toyota Motor Corp. неожиданно получила чистую прибыль во втором финансовом квартале, сократила прогноз убытка и повысила оценку выручки на текущий финансовый год, поскольку госстимулирование вызвало рост спроса на автомобили в США и странах Азии.
Розничные продажи в Китае в октябре выросли на 16,2% в годовом выражении на фоне сокращения налогов и субсидий на покупку ряда товаров - от автомобилей до бытовой электроники.
Спрос на новые авто в Поднебесной вырос за счет налоговых льгот и государственных субсидий. В сентябре, к примеру, на КНР пришлась почти четверть мировых продаж Volkswagen за этот месяц, подсчитали в IHS Global Insight. Немецкий концерн в сентябре реализовал в Китае 128 тыс. машин. Как сообщала ранее сама компания, ее продажи в КНР в январе-сентябре взлетели на 37%.
Российский авторынок
Тем печальнее на общем позитивном фоне выглядит падение российского авторынка. В октябре продажи легковушек в РФ продолжили снижаться, обвалившись на 52% по сравнению с октябрем предыдущего года.
В октябре в России продано только 116,7 тыс. машин, подсчитали в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Впрочем, для российского авторынка еще не все потеряно. Ведь стимулы для населения в стране либо только недавно заработали в полную силу, либо еще вообще не запущены.
Так, аналогичная американской cash-for-clunkers российская программа должна заработать в 2010 году. Программа льготного автокредитования в России будет продлена на следующий год.