Налог на авто: решение и последствия
Госдума в пятницу приняла законопроект, увеличивающий вдвое ставку транспортного налога с 2010 года, причем "за" проголосовали только депутаты "Единой России". Оппозиция и представители автомобилистов предупреждают о возможном усилении социальной напряженности в стране. Федерация автовладельцев предлагает протестовать протяжным гудком
Москва. 13 ноября. IFX.RU - Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем, окончательном, чтении правительственный законопроект, предусматривающий удвоение ставок транспортного налога с 2010 года.
За закон проголосовали 313 депутатов, против - 131, воздержались 2. Таким образом, за принятие документа проголосовали только представители фракции "Единая Россия".
Ранее, 11 ноября, документ уже был принят во втором и третьем чтениях, однако депутаты решили вернуть его в процедуру второго чтения, отменив свое решение о принятии в третьем из-за нарушения процедуры голосования.
Налог отдали на откуп регионам
Ставки транспортного налога не увеличивались с момента введения самого налога, то есть с 2003 года. Законопроектом предлагается с 2010 года увеличить ставки транспортного налога в 2 раза и разрешить органам власти субъектов РФ уменьшать установленные ставки не в 5 раз, как в настоящее время, а в 10 раз и увеличивать не более чем в 5 раз.
Для стимулирования обновления парка транспортных средств региональные органы власти смогут устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска автомобиля и его экологического класса.
Но вроде бы благие намерения могут больно ударить по простым людям, которые будут эти самые налоги уплачивать. Как отметил депутат Сергей Иванов (Фракция ЛДПР), предложение увеличить транспортный налог в два раза - антинародное. "Что мы с вами делаем? Сегодня все в России готовятся проводить акцию "Гудок в небо". По всей России люди будут возмущены этим", - сказал он.
Но представители "партии власти" подчеркнули, что формально никакого повышения нет, и принимать конкретные решения будут региональные власти. Депутат фракции "Единая Россия" Андрей Макаров подчеркнул, что законом повышается базисная ставка налога. "Означает ли повышение базисной ставки увеличение налога? Нет. Это функция региональных парламентов", - сказал он. Депутат также отметил, что таким решением расширяется "диапазон возможности региональных парламентов" по установлению ставок налога.
По словам А.Макарова, при обсуждении законопроекта с губернаторами были получены положительные отзывы, при этом никто из глав регионов не собирается бездумно повышать ставки. "Более того, кто-то уже заявил, что повышать ставки не будет", - заключил он.
Действительно, например, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко уже завила, что власти города приняли решение не повышать транспортный налог в 2010 году. "Тема повышения транспортного налога вызывает большой интерес. Мы приняли решение не повышать транспортный налог на 2010 год. Мы понимаем сложности будущего года для населения и для компаний, занимающихся транспортными перевозками", - отметила В.Матвиенко. Она подчеркнула, что данная информация должна быть донесена до всех слоев населения. "Я прошу донести информацию до всех, чтобы не было лишних эмоций. Больше мы эту тему не обсуждаем", -подчеркнула губернатор.
Клаксон против закона
Многим решение Госдумы пришлось явно не по сердцу. Вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский считает, что этот закон может привести к усилению социальной напряженности в стране.
"Руководство страны говорит, что в условиях кризиса главный принцип отношения государства к человеку - это социальная справедливость, а в случае с этим законом мы видим ее полное отсутствие", - сказал Л.Ольшанский "Интерфаксу" в пятницу. Как отметил Л.Ольшанский, в России, "где 35 млн. частных автомобилей, а каждая семья насчитывает минимум три человека, повышение налога означает, что 100 млн человек могут бастовать". "Конечно, сто не будут, но часть будет точно", - полагает Л.Ольшанский.
По его словам, в России очень много старых автомобилей, которые могут иметь большой объем двигателя и мощность. "Все равно они будут старыми и дешевыми, а соответственно, неподъемным бременем лягут на людей",- отметил вице-президент Движения автомобилистов. Он сказал, что "если бы эти деньги (от налога) по целевому назначению шли на строительство дорог - это было бы еще понятно". "Но они, как любые налоги, идут в общей котел, а обладатель сам решает на что их тратить, поэтому губернатор может потратить их и на покупку нового мерседеса себе",- считает Л.Ольшанский.
А Федерация автовладельцев России (ФАР) уже планирует провести серию акций протеста против увеличения транспортного налога. "В знак протеста против увеличения транспортного налога мы предлагаем в понедельник 16 ноября в 10.00 по московскому времени надавить на клаксоны и не отпускать их в течение пяти минут", - заявил "Интерфаксу" в пятницу координатор московского отделения ФАР Дмитрий Самарин. Он добавил, что следующая подобная акция планируется в середине декабря, но дата пока уточняется
Раннее лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев сообщил, что федерация "предлагает всем автомобилистам, лодочникам, корабелам, трактористам и авиаторам выразить свой протест повышению налогов". Он отметил, что "акция станет свидетельством солидарности всех обладателей транспортных средств и предупреждением для властей, принимающих один за другим законы, которые действуют вопреки интересам значительной части народа России".