Тольятти как пилотный проект

Тольятти станет пилотным проектом по разработке концепции развития моногородов. Минрегионразвития РФ возьмет его за основу, чтобы в дальнейшем разрабатывать аналогичные концепции для других городов

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 13 ноября. IFX.RU - Минрегионразвития РФ взяло Тольятти за основу для разработки концепции развития моногородов. Тольятти станет пилотным проектом программы развития таких городов, сказал губернатор Самарской области в связи с посланием президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию.

Тольятти - New Васюки?

Город с нерусским именем Тольятти (названный так в честь лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти) большинству россиян известен как родина отечественного автогиганта "АвтоВАЗа".

Однако Волжскому заводу город обязан не только своей славой, но и проблемами. Беда в том, что "АвтоВАЗ" - градообразующее предприятие, а Тольятти - моногород, поскольку большинство его жителей занято именно на этом заводе.

В кризис, когда российский автопром в целом и "АвтоВАЗ" в частности переживают не лучшие времена, проблемы перекидываются и на большинство горожан. И заявленная правительством реструктуризация моногородов начнется именно с Тольятти.

Губернатор Самарской области Владимир Артяков в ходе заседания правительства региона в пятницу сообщил, что Минрегионразвития РФ взяло Тольятти за основу для разработки концепции развития моногородов.

"Тольятти рассматривается в рамках реализации программы развития моногородов как пилотный проект", - сказал В.Артяков в связи с посланием президента РФ Федеральному Собранию.

"Министерство регионального развития России взяло этот проект за основу, чтобы в дальнейшем разрабатывать аналогичные концепции для других городов. Тольятти - единственный город в России такого масштаба, на котором можно отработать реальные пилотные проекты для того, чтобы их потом реализовывать по всей России", - отметил губернатор.

Что делать с моногородами

Жизнедеятельность моногородов - наследия советской индустриализации - стала проблемной уже после развала СССР. Однако на повестку дня проблему моногорода поставил кризис.

Теперь о судьбы городов-предприятий будут решатся на самом высоком уровне. Накануне президент России Дмитрий Медведев заявил, что будут приняты оперативные меры по недопущению ухудшения ситуации в моногородах.

"Особое и очень важное направление - нормализация ситуации в моногородах. Их в России несколько сотен", - сказал он в четверг в послании Федеральному Собранию РФ.

По словам главы государства, "живут в них более 16 млн человек и производятся значительные объемы товаров и услуг".

"В ближайшие месяцы нам необходимо принять оперативные меры, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах. Это задача и органов властей всех уровней, и руководства предприятий", - подчеркнул глава государства.

В свою очередь помощник президента РФ Аркадий Дворкович на брифинге в Кремле в четверг сообщил, что правительство подготовит программу, в которой будут указаны конкретные инструменты поддержи моногородов и обеспечение занятости людей, в них проживающих. По разным оценкам, в таких городах производится от 30 до 40% ВВП.

"Такая программа должна быть сверстана в самые короткие сроки, уже через 3-4 месяца", - сказал А.Дворкович.

Он рассказал, что при комиссии, которую возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов, будет создана специальная рабочая группа, которая проедет по всем городам, где сложилась наиболее сложная ситуация.

"По каждому из этих моногородов будет подготовлена отдельная программа, специальный комплексный план. Это будет сделано и самим городом, и регионом, и федеральными органами власти совместно с институтами развития, прежде всего Внешэкономбанком. По каждому городу будут определены ответственные, которые будут заниматься реализацией этих планов", - пояснил помощник президента.

При этом помощник президента признал возможность закрытия отдельных моногородов, но заявил, что никаких административных решений по выселению из них людей приниматься не будет. "Целые города, если и будут закрывать, то это будут исключительные случаи. Везде, где возможно, нужно находить способы создания новых рабочих мест. Но отдельные случаи не исключены", - заявил он

В то же время он подчеркнул, что "никаких административных решений, заставляющих людей переехать не будет". Но, надо полагать, что хотя насильного переселения не будет, людям самим придется переезжать из города с "мертвой" промышленностью, просто чтобы выжить.

Отвечая на вопрос, какие города могут быть закрыты, он отметил, что наибольшие риски существуют в районах Крайнего Севера и зон с суровыми климатическими условиями, а также там, где нет экономических перспектив и где предприятия держатся за счет дотаций.

"Где-то условия жизни настолько неблагоприятные, что, думаю, люди предпочтут переехать в другое, более комфортное для жизни место, если им будут предоставлены такие возможности", - отметил он.

Он подчеркнул, что эта работа на годы вперед, и она будет стоить десятки миллиардов рублей.

Тольятти сегодня

Ну а сейчас государству приходиться биться над разрешением головоломки, как обеспечить заработком нынешних работников "АвтоВАЗа", которым грозят сокращения.

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в ноябре сообщил, что для обеспечения занятости работников "АвтоВАЗа" были созданы два предприятия, в которые перейдут до 15 тыс. человек. "Созданы два юридических лица - "АвтоВАЗ перспектива" и "Реформинг центр" - стопроцентные дочки "АвтоВАЗа", - говорил И.Шувалов.

"Никто не будет уволен, мы исходим из того, что создаем новые рабочие места и предлагаем людям новые возможности по трудоустройству", - утверждает он. При этом первый вице-премьер РФ отметил, что механизм перевода рабочих будет зависеть от решений администрации завода.

Как сообщалось ранее, по плану антикризисной программы ОАО "АвтоВАЗ" избыточная численность предприятия до 2010 года составит 21,77 тыс. сотрудников. Из них - 7,4 тыс. трудоспособного возраста, 5,3 тыс. человек - предпенсионного возраста, 9 тыс. - пенсионного. Правительство заверяло, что речь идет о перепрофилировании рабочих мест, то есть каждый служащий компании или работник конвейера получит право выбора трудоустройства на других участках как на самом "АвтоВАЗе", так и в Тольятти.

Новости по теме

Грустная судьба моногородов

Новости