День славянского неединства
Попытки России примириться с ключевыми братскими странами Центральной Европы пока реализуются с переменным успехом. Занимаемые Чехией и Польшей позиции по важным вопросам несколько разнятся
Москва. 5 ноября. INTERFAX.RU - Смертельно обиженная советским вторжением 1968 года Чехия, похоже, начинает оправляться от исторического шока. Свидетельство тому конструктивный дух последних взаимных визитов, в том числе и совсем недавнего приезда в Москву президента Вацлава Клауса. Отголоском московских бесед высокого гостя с российскими друзьями, по мнению экспертов, стали цитируемые сегодня прессой экивоки представителя аппарата главы чешского государства о возможности выхода страны из ЕС.
А вот Польша, на другой день после празднования в РФ Дня народного единства, посвященного изгнанию польских и иных пришельцев из Кремля, снова "окрысилась" на соседа. Напомним, что в конце лета премьер Владимир Путин выступил с приуроченными к началу Второй мировой войны заявлениями, суть коих заключалась в констатации необходимости вместе перевернуть горькие страницы общей истории (такие, как катынский расстрел польских офицеров и судьба российских солдат, попавших в плен к полякам в 1920 году).
Официальная Варшава, пока, по-видимому, не готова прислушаться к призыву российского руководства избавить отношения двух стран от груза недоверия и предубежденности. Нынешней ночью в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский призвал США разместить подразделения американских вооруженных сил на территории Речи Посполитой в качестве щита против русской агрессии. При этом он добавил, что "пока в Польше только шесть американских солдат". "Мы пограничная страна НАТО и знаем, что это значит", - заявил глава польского МИДа. Сикорский признался, что особую обеспокоенность у Варшавы вызвали крупномасштабные учения, проведенные в сентябре Россией и Белоруссией, которые, по его словам, включали имитацию использования ядерного оружия и инсценировку высадки на польское побережье. "Нам не понятно, что стоит за этими учениями, какое известие Россия хочет послать миру, проводя самые крупные учения на границах НАТО с момента распада Советского Союза", - заявил Сикорский. "Когда 10 лет назад Польша вступила в НАТО, России было сделано обещание, что значительные силы НАТО не будут направляться в регион", - сказал он. "Однако никто в то время не говорил, что никогда и никакие силы не будут размещены, и это дело, которое следует сделать", - заявил глава МИД Польши.
Сикорский также сообщил, что в Польше прошел "первоначальный дискомфорт", вызванный отказом Вашингтона от размещения на территории республики элементов ПРО. "Это - дело прошлое", - сказал он. "В отношении нового плана у нас нет проблем", - утверждает Сикорский.
Глава международного комитета Государственной Думы Константин Косачев назвал надуманными тревоги Сикорского. Парламентарий сказал "Интерфаксу", что "спекуляции на российской теме могут вызывать лишь глубокое сожаление и разочарование, поскольку они не соответствуют, идут вразрез с теми заверениями, с которыми выступали в последнее время высшие руководители Польши". Косачев полагает, что данное заявление главы МИД Польши должно вызвать официальную реакцию со стороны МИД РФ. "Как политик я понимаю, что такого рода заявления с обеих сторон, мягко говоря, не улучшают двусторонние отношения", - подчеркнул глава комитета Госдумы
В соседней Чехии, для поляков братской, но не до конца безоблачно дружественной, в силу опять-таки исторических реалий с ПРО, похоже, вообще полная ясность. Да и не только с ПРО. Чешская печать приводит сегодня слова заместителя руководителя аппарата президента Петра Гаека, намекнувшего на возможность выхода Чехии из Евросоюза.
Как отмечали ранее СМИ, Клаус с тяжелым сердцем принимал решение о подписании Лиссабонского соглашения. Президент Чехии категорически не хотел визировать договор, пока его стране не гарантируют особое положение в том, что касается идущей в одном флаконе с договором хартии фундаментальных прав. В частности, Клаус настаивал на гарантиях незыблемости послевоенного имущественно-правового устройства в западных областях Чехии, из которых в 1945-1946 годах были изгнаны судетские немцы. Клаус после предложенных коллегами уступок согласился, наконец, поставить подпись под документом о ратификации договора. Но у Конституционного суда, с решением которого это связано, есть процедура, которая требует времени.
По мнению экспертов, в связи с разногласиями из-за позиции Чехии, в ноябре придется созвать специальный "кадровый" саммит ЕС. Во время визита в Москву 14 октября президент Чехии подчеркнул, что те принципы, которые он отстаивает, для него - "серьезные вещи, те, кто видит в этом какие-то абстракции, ошибаются". "Для меня это вещи принципиальные. Мой диалог (с руководством ЕС - ИФ), как должна строиться жизнь в Евросоюзе, будет продолжен и в будущем", - заявил он. Вместе с тем, Клаус отметил, что не считает необходимым делать какие-то важные заявления по проблеме Лиссабонского договора в Москве. "Я не вижу никаких причин, чтобы здесь, в Москве, последовали какие-то мои заявления по этой ситуации. Ничего нового я здесь не скажу", - заявил он. При этом он признал, что теме Лиссабонского договора было уделено много времени в ходе переговоров с Медведевым. "Я постарался объяснить, почему мы и не только мы опасаемся углубления интеграции в рамках ЕС", - сказал Клаус.
Медведев на той же итоговой пресс-конференции в российской столице заявил, что попытки некоторых чешских СМИ муссировать конспирологические теории об активизации российских служб на чешской земле не могут омрачить "добрые, дружеские отношения" между двумя странами. "Я знаю, что там много пишут по поводу Лиссабонского договора, энергетической зависимости, которая исходит из России для Чехии и других стран Евросоюза, о том, что Россия доминирует. Но что касается активизации спецслужб - это выпало из моего поля зрения", - сказал Медведев.
Обозреватель Владимир Шишлин