Рок без ответа
Вручение уже пятой по счету премии RAMP не дало ответов на вопросы, развивается ли в нашей стране рок-музыка. Зато как сборный концерт премия вполне удалась
Москва. 2 ноября. INTERFAX.RU - В старом фильме была фраза – "Искусство по-прежнему в большом долгу". Почему-то большинство церемоний вручения музыкальных премий в нашей стране ассоциируется именно с этой фразой. И с диалогом из того же фильма: "Вы – служитель муз! Я служу Мосэстраде!" Ладно, на вручении премий поп-исполнителям все обычно очевидно. Вот они, те, кого крутят каждый день десятки радиостанций, кто выступает на новогодних вечеринках, снимаемых для федеральных каналов, то ли женится, то ли разводится, то ли делает очередную пластическую операцию. С рок-музыкой все всегда было сложнее. Рок-музыка всегда подразумевает некую оппозиционность и альтернативность, это более узкий круг слушателей и чуть меньшее количество музыкантов. Понятно, что здесь есть свои корифеи, свои середнячки, звезды и "неудачники" андеграунда, которым так и не удается пробиться в радиоэфир, например.
Премия RAMP в первый год своего существования задумывалась как премия именно для последней категории рок-музыкантов. Чтобы выяснить, наконец, кто же из этих условных неудачников действительно не так талантлив, чтобы получить право на более широкую аудиторию, а у кого просто еще не сложились звезды. Миссия ясна и проста, дать дорогу новым именам. Это получалось с определенными оговорками, но получалось.
Затем организаторы - телеканал A-One - расширили формат так, чтобы в равной степени среди номинантов могли быть представлены уже известные и популярные рок-группы, и те, кто только стремится к неким вершинам. В этом году RAMP вручали в пятый раз и организаторы сохранили верность выбранному принципу – среди претендентов на награды были и всем известные коллективы – Lumen, Ляпис Трубецкой, Brainstorm, и музыканты условно говоря "нового поколения" и не такие уж "роковые" – Каста, Noize MC, и те команды, чьи имена пока знакомы только паре сотен (при хорошем раскладе) поклонников. Хедлайнером церемонии были заявлены всем хорошо известные и знакомые британцы из Franz Ferdinand.
Церемония вручения собрала почти полный Б1 Максимум. Разнообразие музыкантов породило и разнообразие публики. Юнцы в майках с надписью Lumen соседствовали с хипстерами, вполне себе брутальные мужчины с нежными офисными созданиями мужского пола и так далее. Началось вручение бодро, что вселило оптимизм. Казалось, ведущие не настроены растягивать церемонию, однако затем дело пошло уже не так весело. Говорили на сцене все больше, причем из дальнего конца зала не всегда было понятно, что же именно звучит со сцены – некоторые ведущие явно забывали, что говорят они сейчас не на камеру, а на огромный зал. Награды исправно переходили к победителям. Например, к лучшей группе года, которой у нас в этом году стал Ляпис Трубецкой, к этой же команде уехал и приз за "Лучший клип". Или все то же команде Lumen, которая, как выяснилось, в этом году выпустила альбом года. ДДТ запросто обошли в номинации "Лучший концерт" блестящих Faith No More. Песня года у нас, оказывается, "Дыши со мной" группы Amatory, вокруг которой столько спорили, кавер ли она песни Exiled\Denied команды Horizon 8 или же некое творческое заимствование. Underground Act года отошел к группе Mari! Mari!, играющей незатейливое инди. Меньше всего вопросов вызвали четыре номинации – открытие года (Фруктовый кефир и Louna), Urbana, которую честно заслужили Гуф и Каста, и Respect RUнета – эту номинацию взял Noize MC, который претендовал и на другие титулы, но почему-то удостоился только этого. То есть титаны и монстры отечественной рок-сцены получили главные статуэтки, более узкие премии достались уже музыкантам не со столь громкими именами.
В перерывах между объявлением победителей на сцену выходили Billy‘s Band, Lumen, Brainstorm, Yoav, честно и качественно отыгрывая обещанные сеты. Через три или четыре часа ожидания на сцене появились и Franz Ferdinand (до этого они, правда, уже появились перед зрителями, вручая награду Ляпису Трубецкому). И, опять же, без обмана, отработали полноценное концертное выступление со всеми хитами. Образцовая британская музыка не может не радовать, равно как и то, что обещание оказалось выполнено и перевыполнено: Franz Ferdinand отыграли даже дольше, чем некоторые исполнители работают на сольных выступлениях. На них стало очевидно, что почти набитый зал – это в том числе (не будем говорить, что в первую очередь) заслуга тех, кто грамотно выбрал хедлайнера. Отметим, что A-Onе это всегда успешно удавалось.
Общее же впечатление от премии оказалось двойственным: одна часть - это сама по себе церемония, вторая - микс из музыкальных выступлений, причем не было ощущения, что музыканты на сцене и музыканты, которым вручают призы – это персонажи одного и того же события (за исключением, разве что, группы Lumen). И первая часть, та самая церемония, очевидно проигрывала второй, хорошему сборному концерту. Единого же впечатления не получилось, равно как и не сложилась картинка – что же такое русская рок-музыка по состоянию на 2009 год. Размазанность общего впечатление усугублялось чрезмерным внимание к тем самым уже известным и знаменитым, что вновь порождало тягостное ощущение стагнации, которое почему-то очень часто ассоциируется с российской музыкой с приставкой рок. Кто же такие эти новые русские, например, музыканты, какую музыку делают они, могут ли достойно они выступить на сцене? Ответов нет. Но зато можно с удовольствием послушать, как Brainstorm поют кавер на песню Human. Ну, и разумеется, This Fire вживую и без компромиссов.