Экономике нужна диверсификация
Министр торговли США Гари Лок в интервью "Интерфаксу" и "Америка Illustrated" рассказал о том, какова сейчас ситуация в экономике США и о том, каковы, по его мнению, перспективы вступления России в ВТО
Москва. 16 октября. INTERFAX.RU - Представляя нового министра торговли США, президент Барак Обама сказал: "Гари знает, что такое американская мечта, и он сделает все, чтобы вера в нее не иссякла". Интервью у Лока взял корреспондент "Интерфакса" в Вашингтоне Петр Черемушкин для агентства "Интерфакс" и журнала "Америка Illustrated".
Гари Лок родился в 1950 г. в Сиэтле (штат Вашингтон) в семье китайских эмигрантов. В 1982 г. был избран членом Палаты представителей штата Вашингтон – так началась его политическая карьера. В 1997–2004 гг. занимал пост губернатора штата Вашингтон. Выбор Барака Обамы пал на Лока после того, как два предыдущих кандидата на пост министра торговли объявили о самоотводе.
Господин министр, как вы оцениваете современный уровень торговли между Россией и США? Каковы тенденции, на которых должно основываться развитие двусторонней торговли?
До 2009 г. и финансового кризиса рост нашей двусторонней торговли был поистине впечатляющим. Наш экспорт в Россию вырос на 26% в 2008 г. – в два раза больше, чем весь наш экспорт, – до 9 миллиардов долларов. Наш импорт из России тоже сильно шел в гору. В 2008 г. Россия экспортировала в США на 26 миллиардов долларов, что составляло увеличение на 38% по сравнению с цифрами 2007 года. Однако в 2009 г. наша двусторонняя торговля значительно сократилась, причем в обоих направлениях.
Как отметили в апреле во время встречи в Лондоне президенты Обама и Медведев, даже признавая особенности современных условий, уровень торговли между нашими странами относительно мал по сравнению с размерами наших двух экономик. Обе наши страны должны работать для восстановления роста в торговле. Насколько быстро торговля восстановится и начнет расти, будет зависеть от нескольких факторов. Глобальная экономика имеет приоритетный характер, и торговля будет расти по мере восстановления спроса в обеих странах. Для значительного роста в долгосрочной перспективе, однако, я думаю, ключевым фактором должна стать диверсификация российской экономики.
Чтобы сделать свою страну менее зависимой от экспорта природных ресурсов, правительство России должно поощрять соревнование, культивировать предпринимательство и продолжать повышать квалификацию рабочей силы. Что касается американского экспорта в Россию, то он в значительной степени зависит от экономического роста в России, который, в свою очередь, зависит от экспорта сырья. Если Россия стремится расширить свою экономическую базу, тогда спрос на американские продукты станет более стабильным и менее зависящим от спада цен на сырье.
Диверсификация экономики потребует времени. Одновременно наши страны должны напряженно работать над противодействием протекционистскому давлению, как это призвали сделать главы стран "Большой двадцатки". Опыт показывает, что введение дополнительных барьеров в торговле будет сдерживать восстановление глобальной экономики и рост двусторонней торговли, что не соответствует интересам ни Америки, ни России.
И, наконец, вступление России в ВТО будет содействовать диверсификации российской экономики и росту нашей двусторонней торговли. Членство России в ВТО приведет к тому, что Россия получит выгоду от правил, применяемых ко всем членам ВТО, а американский экспорт в Россию тоже получит выгоду.
В последние годы происходил значительный рост энергетических ресурсов, поступавших в США из России. Считаете ли вы, что рост российских поставок в США может быть увеличен?
Объем экспорта углеводородов из России в США действительно существенно вырос за последние годы. Однако нужно иметь в виду, что это произошло отчасти из-за ослабления доллара наряду с более высокими мировыми ценами на нефть и газ, и процентный рост в поставках российской нефти и газа в США в 2003–2008 гг. был меньше, чем рост в долларовом исчислении.
У России большой потенциал для расширения энергетического экспорта в США и на мировые рынки. И мы приветствуем такую перспективу. Ряд факторов окажут влияние на потенциал роста энергетического экспорта России в США. Во-первых, спрос в США должен восстановиться, даже несмотря на то что мы стремимся использовать энергопоставки в нашу страну более эффективно. Во-вторых, российские компании должны установить отношения с американским энергетическим сектором, особенно с обработчиками и продавцами нефти. У российских фирм есть потенциал продавать сжиженный природный газ на американский рынок, однако в настоящее время цены на природный газ низки.
Президент Обама пообещал отменить пресловутую поправку Джексона – Вэника. Когда вы думаете, это может произойти? И как это повлияет на двустороннюю торговлю?
Прекращение применения действия поправки Джексона – Вэника – достойная цель. Сегодня Россия соответствует требованиям, содержавшимся в поправке, и с 1992 г. получила статус, предусматривающий нормальные торговые отношения между нашими странами. По закону поправка Джексона – Вэника – это вопрос, который должен решить наш Конгресс. В нашей системе президент не может решить этот вопрос единолично.
Но вопрос об отмене поправки Джексона – Вэника будет более сложным, если не будут исполняться двусторонние торговые соглашения и вводиться ограничения на экспорт американской сельскохозяйственной продукции, такой как свинина, по причинам, не имеющим отношения к признанным международным стандартам. К сожалению, оба случая имели место в последнее время.
Как вы оцениваете реальные сроки вступления России в ВТО и каковы условия, выдвигаемые США? Считаете ли вы, что изменение в формате переговоров в отношении вступления России в ВТО (с точки зрения заключения таможенного союза России с Казахстаном и Белоруссией) может отсрочить заключение окончательного соглашения?
Условия вступления в ВТО определяются 153 его членами, а не только США. Соединенные Штаты продолжают поддерживать вступление России в ВТО и ее интеграцию в глобальную, регулируемую правом торговую систему. Темп движения, которым Россия движется к этой цели, полностью зависит от самой России. Провозглашенные Россией планы добиваться вступления в ВТО "параллельно" с Казахстаном и Белоруссией в составе единого таможенного союза приведут к серьезным практическим и содержательным сложностям. Соединенные Штаты и другие страны –члены ВТО ожидают от России последующих шагов.
Насколько мировой кризис повлиял на торговые отношения между Россией и США? Ощущаете ли вы усиление протекционизма во взаимной торговле из-за кризиса? Какова динамика объема российско-американской торговли в первой половине 2009 г. и каков ваш прогноз на будущее?
Глобальный финансовый кризис оказал сильное негативное влияние на мировую торговлю, а не только на торговлю между США и Россией. Соответственно, наш импорт из России за первые шесть месяцев 2009 г. упал на 35% по сравнению с таким же периодом 2008 года. Тем временем в первую половину 2009 г. американский экспорт упал на 46% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Отчасти падение произошло из-за трудностей в доступе к кредитам, ослабления рубля (что повлияло на российский импорт) и снижение цен на сырье, особенно повлияв на российский экспорт. Протекционизм также играет роль, однако его трудно оценить. Например, Россия значительно повысила импортные тарифы на крупных сельхозпроизводителей и на некоторые тяжелые грузовики, используемые в горнорудной промышленности. Хотя маловероятно, что эти шаги помогли российским фермерам или горнякам, они привели к тому, что российские потребители стали меньше покупать эти продукты.
Возможно ли расширение торговли в области готовой продукции, в частности IT, современного высокотехнологичного оборудования?
Существует потенциал для внутриотраслевой торговли между США и Россией, но для того чтобы она могла достичь этого потенциала, российская промышленность должна создавать конкурентоспособные продукты в таких секторах, как информационные технологии, потребительские товары и различные виды услуг. Для этого могут быть предприняты следующие шаги: поощрение прямых иностранных инвестиций в эти сектора для создания собственной российской производственной базы и привнесения технологий в Россию; адаптация к международным производственным стандартам и сертификационным требованиям вместо настаивания на отдельных и уникальных российских правилах и сертификатах; рационализация контрпродуктивных протекционистских барьеров и вхождение в ВТО. Например, американские компании по производству информационных технологий хотели бы вести побольше работ в области исследования и развития с Россией, но им сложно ввозить необходимое оборудование в Россию из-за неуклюжих российских ограничений на импорт хай-тек-оборудования, содержащего криптографические технологии. Эти правила ограничивают инновационное трансграничное сотрудничество, от которого зависит процветание экономики в области хай-тек.