Клинтон держит "превентивный удар"
Проект новой военной доктрины России, предусматривающий возможность ядерного удара по агрессору, не удостоился комментария Хиллари Клинтон. Она лишь отметила, что у США такого пункта нет
Москва. 14 октября. INTERFAX.RU - На следующий день после "замечательной", по собственному признанию госсекретаря США Хиллари Клинтон, встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым, на которой стороны зафиксировали прогресс в переговорах по ядерному разоружению, главе американского внешнеполитического ведомства пришлось отвечать на не слишком удобный вопрос. А именно о своем отношении к опубликованным сегодня газетой "Известия" высказываниям секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, допустившего возможность включения в военную доктрину страны положения о нанесении упреждающего ядерного удара по агрессору. "В критических для национальной безопасности ситуациях не исключается нанесение в том числе упреждающего (превентивного) ядерного удара по агрессору", - заявил Патрушев в интервью газете. Г-жа Клинтон предпочла воздержаться от комментариев, сославшись на свою неосведомленность. "Я не могу сейчас отреагировать, потому что не знаю, что он сказал", - сообщила она в среду в интервью радио "Эхо Москвы". При этом госсекретарь отметила, что военная доктрина США не предусматривает нанесения превентивных ядерных ударов. "Нет, этого нет", - говорит она.
Клинтон напомнила, что президент США Барак Обама обязался предпринять шаги, которые будут направлены на то, чтобы мир двигался к безъядерному состоянию. "Я знаю, что это не произойдет в ближайшее время, но важно и для России, и для Соединенных Штатов быть впереди этого процесса", - сказала глава американского внешнеполитического ведомства.
Новый важный этап
Накануне в подмосковной резиденции президента России Дмитрий Медведев и Хиллари Клинтон согласились с тем, что нынешний визит госсекретаря вписывается в контекст нового важного этапа отношений двух стран, которые выходят на высокий уровень.
Президент РФ порадовался результативным итогам состоявшихся ранее в тот же день переговоров Клинтон и Лаврова, на которых, по словам российского министра иностранных дел, удалось достичь существенного продвижения на пути к выработке нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. И Клинтон, и Лавров назвали реальной вероятность завершения работы над новым соглашением по СНВ до 5 декабря, когда истекает срок действия нынешнего договора.
В сегодняшнем радиоинтервью госсекретарь выразила надежду на то, что Дмитрий Медведев в апреле примет участие в организуемом президентом Бараком Обамой саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне.
Возможно, к этому времени новая военная доктрина, которую Патрушев надеется представить на утверждение президенту до конца текущего года, уже обретет силу. Восьмого октября в Новосибирске секретарь Совбеза России сообщил, что в документ "в настоящее время …войдут изменения положений с точки зрения возможности нанесения ударов превентивных, ядерных". Он также обещал, что военная доктрина "будет у нас открытой, чтобы все знали, какие мы разрабатываем положения по безопасности, и у нас, и за рубежом".
Что сейчас
Ныне действующая военная доктрина была принята в 2000 году. В ней, в частности, говорится, что Россия оставляет за собой право применять ядерное оружие в ответ на ядерное нападение или крупномасштабную войну против нее. Некоторые военные эксперты считают, что это положение и так дает РФ право нанесения превентивных ударов. Такого мнения придерживается, в частности, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук генерал-майор Владимир Дворкин. "В военной доктрине по поводу применения ядерного оружия ясно сказано, что Россия оставляет за собой право применить его в ответ на использование против РФ оружия массового уничтожения и в случае широкомасштабной агрессии с применением обычного оружия, то есть в ситуациях, которые Россия считает критическими для своего существования. Поскольку в последнем случае речь идет о ядерном ударе как ответе на применение обычного оружия, то это можно трактовать превентивной мерой", - сказал Дворкин "Интерфаксу-АВН" на следующий день после инаугурации Обамы 21 января прошлого года. Эксперт комментировал в данном случае заявление тогдашнего начальника российского Генштаба генерала армии Юрия Балуевского о том, что для обеспечения национальной безопасности Россия вправе применить любые средства, в том числе и ядерное оружие.
В апреле нынешнего года экс-президент СССР Михаил Горбачев, сделавший в свое время немало для реанимации процесса ядерного разоружения, в интервью "Интерфаксу" обращал внимание на то, что "применение силы и угроза ее применения вновь стали рассматриваться как "нормальный" способ решения проблем", а в официальных документах обосновываются доктрины превентивных ударов и необходимость военного превосходства США".
Патрушев в сегодняшнем интервью известинцам отмечает, что раздел Военной доктрины, касающийся возможности применения ядерного оружия, "сформулирован в духе сохранения за Российской Федерацией статуса ядерной державы, способной осуществить ядерное сдерживание потенциальных противников от развязывания агрессии против России и ее союзников". "Это является в обозримой перспективе важнейшим приоритетом нашей страны", - считает секретарь Совбеза.
Обозреватель Владимир Шишлин