Снижение статуса русского языка
Русский язык может потерять статус языка межнационального общения в Таджикистане. Нижняя палата парламента страны большинством голосов поддержала новый закон "О государственном языке"
Москва. 2 октября. INTERFAX.RU – Перспектива утраты русским языком статуса языка межнационального общения в Таджикистане живо обсуждается в этой центральноазиатской стране после того, как нижняя палата парламента большинством голосов поддержала новый закон "О государственном языке".
Документ полностью исключает понятие о "языке межнационального общения", который закреплен в действующем законе за русским языком. Аргументы в пользу такого решения привел в ходе дебатов таджикских законодателей депутат от правящей Народно- демократической партии (НДПТ) Додихудо Саймуддинов.
"Существующий закон Республики Таджикистан "О языке" был принят во времена СССР и не отвечает требованиям независимого государства", - изрек, в частности, парламентарий.
Саймуддинов считает, что новый законопроект никак не ущемляет русский язык в республике. "Данный закон не вытесняет русский язык. В настоящее время количество часов изучения русского языка в таджикских школах почти одинаково с количеством часов изучения таджикского языка.
Хотя в проекте законе не упоминается, что русский язык останется языком межнационального общения в Таджикистане, но в Конституции этот статус русского языка закреплен", - отметил депутат.
Против принятия нового закона выступила лишь фракция коммунистов (КПТ), представленная в палате лишь пятью мандатами. "Согласно новому закону каждый гражданин Таджикистана обязан знать государственный язык, а для этого в настоящее время в республике не создано условий. Принятие закона может спровоцировать отток квалифицированных кадров из Таджикистана и ухудшить отношения с Россией", - заметил депутат от КПТ Исмоил Талбаков. В итоге законопроект был принят 58 голосами "за" против пяти голосов "против".
Председателем НДПТ является президент Эмомали Рахмон и этой партии принадлежит 49 из 63 мест в палате. Проект закона был внесен на рассмотрение в парламент в июле
Рахмоном, два года назад отказавшимся от славянского окончания своей фамилии "-ов".
Во время визита Дмитрия Медведева 30 июля в Душанбе Рахмон заверял российского коллегу в заинтересованности в использовании "великого и могучего" в стране. "Рахмон сказал сегодня, что в интересах Таджикистана использовать русский язык", - сообщил тогда помощник президента РФ Сергей Приходько, отвечая на вопрос корреспондента "Интерфакса".
Он подчеркнул: "По большому счету, вопросов по поводу русского языка в Таджикистане у нас сегодня нет". Приходько напомнил, что "статус русского языка закреплен в Конституции Таджикистана". "Президент Таджикистана на протяжении многих лет активно поддерживал необходимость изучения русского языка, он неоднократно обращался к руководству РФ о направлении в страну преподавателей русского языка и о содействии повышению квалификации таджикистанских преподавателей русского языка в школах и вузах", - отметил Приходько.
Как подчеркнул Приходько, "по инициативе Рахмона в Таджикистане создаются филиалы российских вузов, русский язык преподается в значительном количестве классов младшей и средней школы, активно используется в вузах".
Помощник президента РФ отметил также, что тема русского языка фигурировала и при обсуждении на переговорах вопросов трудовой миграции. "Президент Таджикистана особо отметил, что эти люди (трудовые мигранты из Таджикистана - ИФ) являются носителями русского языка и что Таджикистан заинтересован в том, чтобы они продолжали иметь возможность работать в России", - сказал Приходько.
"Таким образом, по большому счету, вопросов по этому поводу у нас сегодня нет. Другое дело - самостоятельное развитие таджикского языка, которое должно регулироваться законодательно", - заключил помощник президента РФ.
Принятый теперь нижней палатой таджикского парламента законопроект обязывает вести правотворческую деятельность, делопроизводство, проводить культурные мероприятия, использовать в науке, для объявлений и в рекламе, в официальной переписке с гражданами,
а также именовать все учреждения и организации независимо от формы собственности исключительно на государственном языке. Прежний, действующий пока, закон позволяет вести судебные процессы, писать обращения в органы государственной власти и в официальные учреждения на русском языке, а в районах населенных преимущественно этническими узбеками – на узбекском языке.
В субботу законопроект рассмотрит Маджлиси Милли (верхняя палата). Если она одобрит закон, то он поступит на подпись президенту. Подписанный закон будет опубликован в официальной прессе, после чего он вступит в силу.
Население Таджикистана составляет 7,5 млн человек. Самое большое этническое меньшинство - узбеки, доля которых составляет 25%. Число русских и киргизов в Таджикистане составляет по 1% от общего количества населения республики.
В Таджикистане, наряду со школами с таджикским языком обучения, есть школы с русским, узбекским и киргизским языками обучения. Во всех вузах Таджикистана, кроме Исламского университета, обучение ведется и на русском и на таджикском языках.
В школах испытывается острая нехватка преподавателей русского языка. За пределами Душанбе уже трудно найти молодого человека свободно изъясняющегося на русском языке. Однако в городах многие предпочитают, чтобы их ребенок посещал школу с русским языком обучения, так как до сих пор считается, что качество преподавания в таких школах лучше.
Нынешние планы снижения статуса "великого и могучего", по мнению экспертов, вписываются в общий контекст некоторого охлаждения отношений Душанбе и Москвы, несмотря на стремление РФ вовремя разряжать возникающую было напряженность.
Наблюдатели напоминают, что во время июльского визита Медведева в Душанбе Россия сделала серьезный шаг навстречу Таджикистану, подтвердив заинтересованность в реализации новых гидроэнергетических проектов на территории страны.
Между тем накануне этой поездки в некоторых СМИ обсуждались планы Таджикистана ввести плату за пребывание российской военной базы на территории республики. Однако высокопоставленные источники в Минобороны РФ утверждали, что никаких официальных предложений по поводу перевода 201-й российской военной базы (РВБ) в Таджикистане на
платную основу в военное ведомство РФ не поступало.
"Официальных документов на этот счет у нас нет", - сказал в те дни один из таких источников агентству "Интерфакс-АВН". "Даже если таджикская сторона поднимет этот вопрос, то вряд ли он будет решен положительно", - добавил собеседник агентства.
Тем не менее, 17 сентября начальник Генштаба - первый замминистра обороны Таджикистана генерал-лейтенант Рамиль Надыров подтвердил, что Таджикистан ведет переговоры о внесении некоторых изменений в статус 201-й российской военной базы.
Однако речь не идет о ежегодной плате размером в $300 млн и тем более о ее выводе с территории республики, подчеркнул таджикский военачальник. "Таджикистан никогда не ставил и не ставит вопрос о выводе российской военной базы с территории республики", - сказал Надыров, Ранее Таджикистан посетил министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Никаких заявлений для прессы оборонные ведомства двух стран после визита не делали.
Обозреватель Владимир Шишлин