Новой Молдавии не нужны российские миротворцы?
Исполняющий обязанности президента Молдавии, председатель парламента Михай Гимпу призвал Россию довести до конца процесс вывода войск с молдавской территории
Москва. 24 сентября. INTERFAX.RU - Новое руководство Молдавии продолжает настаивать на выводе российских миротворцев из Приднестровья.
"Россия взяла на себя обязательства по выводу российских войск и должна выполнить эти обязательства", - сказал журналистам в четверг исполняющий обязанности президента Молдавии, председатель парламента Михай Гимпу. Реплика позвучала в кулуарах проходящего в Кишиневе форума творческой и научной интеллигенции стран СНГ, куда Гимпу прибыл после встречи с руководителем администрации президента РФ Сергеем Нарышкиным.
"Мы убедились в том, что со стороны России есть понимание необходимости вывода российских войск и урегулирования приднестровского конфликта", - добавил Гимпу. Вместе с тем он понимает, что предметное обсуждение данной проблемы придется вести с президентом России Дмитрием Медведевым. Гимпу надеется поднять тему в ходе саммита СНГ, который пройдет 8-9 октября в Кишиневе.
Отвечая на вопрос журналистов, не приведет ли вывод российских войск к ухудшению молдавско-российских отношений, Гимпу ответил, что не думает, что существует такая опасность.
"Россия соблюдает наши права и независимость. Я думаю, что и Россия хочет, чтобы люди жили в Молдавии мирно, в целостном государстве. Я говорю и о молдаванах, и о русских, и об украинцах, которые проживают на двух берегах Днестра", - сказал Гимпу.
И.о. президента сообщил, что в ходе беседы с Нарышкиным затрагивался вопрос о российском кредите Молдавии в $500 млн. "Сергей Нарышкин подтвердил, что Госдума ратифицировала закон о предоставлении такого кредита, но для его получения предстоит еще
подписать кредитное соглашение", - отметил Гимпу.
На днях в интервью кишиневской газете "Timpul" ("Время") Гимпу заявил, что "коль скоро Россия признала независимость Молдавии, она не должна навязывать свои правила, должна вывести свои войска и соблюдать наши права".
Днесятого июня 2005 г. парламент Молдавии потребовал от России постепенного сокращения воинских частей в Приднестровье и окончательного вывода их до 31 декабря 2006 г. В том
документе говорилось, что "в указанный срок, на основании письма Республики Молдавия к ОБСЕ, будет реализовано постепенное и полное преобразование существующей миротворческой операции в международный механизм военных и гражданских наблюдателей, который будет действовать по мандату ОБСЕ".
Однако в марте 2009 г. бывший президент Владимир Воронин подписал документ о фактической даче согласия на российское военное присутствие. По мнению молдавской оппозиции, ныне пришедшей к власти, этот акт предоставлял России новый повод для бесконечного затягивания вывода своих войск с территории Молдавии. Речь шла о совместном заявлении Воронина, руководителя Приднестровья Игоря Смирнова и президента России Дмитрия Медведева из пяти пунктов, в котором выражалось "удовлетворение тем, что в течение многих
лет удается поддерживать мир на Днестре".
Согласно документу, стороны отмечали "стабилизирующую" роль нынешней миротворческой операции в регионе, исходя из целесообразности ее трансформации в мирогарантийну операцию под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования".
Лидер ПМР Смирнов заявил по итогам тогдашней встречи, что совместное заявление "гарантирует миротворческую миссию России на весь период урегулирования отношений с Молдавией".
Тогдашний глава Минобороны России Сергей Иванов сказал, что Россия не выведет миротворцев из зоны конфликта в Приднестровье "до тех пор, пока вся собственность Российской Федерации (вооружение, боеприпасы, имущество) не будет вывезена на российскую территорию".
Обратив внимание на тот факт, что в те дни призывы о выводе российских миротворцев из Приднестровья раздавались все чаще Иванов заметил: "Хотеть вообще-то не вредно".
В июле нынешнего года глава МИД Приднестровья Владимир Ястребчак скептически охарактеризовал предложения Молдавии по демилитаризации региона. "На недавних неформальных консультациях в Вене в формате "5+2" обсуждались вопросы безопасности.
Затрагивался вопрос и демилитаризации, который все чаще молдавской стороной увязывается с выводом российских войск с территории Приднестровья. Молдавская сторона в ходе венских
консультаций заявила, что вопрос демилитаризации Молдовы и Приднестровья не должен касаться российского военного присутствия. Однако, это только слова. Действия говорят об обратном", - сказал Ястребчак.
По его словам, говорить о ликвидации приднестровской армии преждевременно. "Лучше поднапрячь бюджет на содержание вооруженных сил, чтобы иметь возможность его формировать", - отметил глава приднестровского МИД.
В декабре прошлого года российский посол в Молдавии Владимир Кузьмин в связи с участившимися митингами с требованием о выводе российских войск, напомнил, что российские миротворцы действуют в Приднестровье на основании соглашения всех сторон от 21 июля 1992 г., а единственная функция оперативной группы российских войск - охрана вооружения и имущества, которые остались от бывшей 14-й армии.
"Вывоз этого вооружения был прерван из-за того, что наступил глубокий кризис в приднестровском урегулировании", - заметил Кузьмин. Он подчеркнул, что это вооружение "не имеет никакого отношения ни к договору ДОВСЕ, по которому Россия выполнила все свои обязательства, ни к саммиту ОБСЕ в Стамбуле, на который привыкли ссылаться определенные политические силы в Кишиневе".
В ноябре 2003 г. тогдашний заместитель главы администрации президента РФ Дмитрий Козак официально представил руководству Молдавии и Приднестровья план урегулирования, предусматривавший построение федеративного молдавского государства между Молдавией и Приднестровьем. Документ давал Приднестровью право вето, позволявшее блокировать
принятие решений в парламенте федеративного государства. Кроме того, в плане закреплялось военное присутствие РФ в регионе до 2020 года. Именно эти два пункта вызвали резко негативную реакцию Запада, в первую очередь, США и ОБСЕ. Посол США в Молдавии Хетер Ходжес и тогдашний действующий председатель ОБСЕ, ныне генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер убедили Воронина отказаться от уже парафированного
документа.
В настоящее время в самопровозглашенной республике Приднестровье находятся порядка 1,5 тысячи российских военных.