Минфин пожадничал на автохлам
Наличные за автохлам россиянам начнут выдавать в следующем году. Однако Минфин и правительство заложили на программу всего 10 млрд рублей - в разы меньше, чем в других странах. Этих денег хватит лишь на 200 тыс. желающих получить деньги за утилизацию старого авто. Да и запоздали эти меры - за границей уже давно пожинают их результаты
Москва. 23 сентября. IFX.RU - Российский вариант программы "наличные за автохлам" опаздывает по отношению к развитым странам, как отечественные автобусы к расписанию, и движется медленно, как этот самый пресловутый автохлам. Но все же в этом деле уже есть прогресс: в казне на программу зарезервированы деньги.
Как рассказал на брифинге по итогам заседания правительства министр финансов Алексей Кудрин, в бюджете 2010 года на реализацию программы по выкупу старых автомобилей заложено 10 млрд рублей. Для сравнения: с США, где программа действовала всего месяц, на это было потрачено $3 млрд. В Германии, где такая программа оказалась самой действенной, за полгода было потрачено около 5 млрд евро, деньги исчерпались задолго до конца действия программы.
То есть на российскую программу заложено почти в 10 раз меньше денег по сравнению с американской и в 22 раза меньше, чем было потрачено немцами.
"Заявка была подана на 10 млрд рублей", - сообщил А.Кудрин. Также, по его словам, 20 млрд рублей будет направлено на закупку автомобильной техники для государственных нужд.
Программа предполагает, что при сдаче автомобиля в утиль потребитель получит ваучер (сертификат) номиналом 50 тыс. рублей, который может быть использован только на приобретение нового автомобиля отечественного производства, включая машины, производимые в режиме промышленной сборки. Причем владелец должен быть хозяином этой машины не менее 1 года. Размеры "вознаграждений", к примеру, в Японии составляли 100-250 тыс. иен ($1,5-2,7 тыс.), в Германии - 2,5 тыс. евро.
Таким образом, заложенных в бюджете 10 млрд рублей хватит на 200 тыс. заявок. При этом, по данным МВД России, в РФ зарегистрировано свыше 38 млн единиц автотранспортных средств. Из них более 48% - старше 10 лет. По данным Минприроды, по крайней мере 400 тыс. автомобилей брошено владельцами или разукомплектовано.
Министр уточнил, что данные средства планируется выделить в рамках 70 млрд рублей, заложенных в антикризисный фонд. Окончательная схема, по которой в РФ будут утилизироваться автомобили, по его словам, на данный момент дорабатывается в министерствах. "Предполагается строительство в разных регионах страны нескольких небольших точек, где будет проходить утилизация машин, чтобы они не поступили на вторичный рынок", - отметил министр.
В свою очередь замминистра экономического развития Андрей Клепач в ходе брифинга отметил, что внедрение программы утилизации может обеспечить положительную динамику российскому автопрому. "Сказать в целом каковы будут результаты - сложно. Это зависит не только от государственных денег, но и от поведения частных потребителей", - сообщил замминистра.
По прогнозам Минэкономразвития, производство легковых автомобилей в РФ по итогам 2009 составит 600 тыс. штук. К 2012 году планируется, что производство составит 1,5 млн - 1,6 млн штук. "Резкого прорыва здесь нет. Это примерно в три раза меньше, чем те прогнозы, которые у нас были по емкости российского рынка, который оценивался примерно в 5 млн автомобилей", - отметил А.Клепач.
Напомним, Минпромторг приступил к разработке программы по утилизации автомобилей старше 10 лет как отечественного, так и импортного производства в августе. К этому времени большинство развитых стран уже пожинали плоды программ "cash-for-clunkers" ("наличные за автохлам"). Такие схемы стимулирования спроса на автомобили применялись не только в США и Германии, но и во Франции, Японии, Словакии, Италии, Австрии и Испании.
Результаты налицо. В конце июля программа была запущена в США, где автопром пострадал сильнее всего. В августе продажи авто выросли до 1 млн 261 тыс. 977 штук, что на 1% выше уровня годичной давности.
В июне правительство Японии запустило свою программу стимулирования "cash-for-clunkers". В июле продажи автомобилей в Японии выросли впервые за 13 месяцев на 2,3% - до 198,27 тыс. автомашин.
Но более всего поражают германские результаты. Страна одной из первых запустила эту программу, в феврале 2009 года. За полугодие было продано на 26% больше автомобилей (2,06 млн), чем за первые шесть месяцев прошлого года. В июне - на 40% больше, чем в том же месяце 2008 года.
Единственный минус - несмотря на такие результаты, эксперты говорят о том, что с окончанием действия этих программ продажи авто продолжат падение, и это было лишь временное улучшение для рынков.
Как бы то ни было, Россия сильно запаздывает и жадничает. Впрочем, для российского автопрома даже запоздалые и половинчатые меры могут оказать существенную поддержку.