"В ближайшее время мы, возможно, проведем переговоры по газовому вопросу с Россией относительно некоторых корректив соглашения"
Министр экономики Украины Богдан Данилишин рассказал "Интерфаксу" о российско-украинских отношениях в сфере поставок и транзита газа, а также о нынешнем состоянии украинской экономики и консультациях в рамках СНГ
Москва. 15 сентября. INTERFAX.RU - О российско-украинских отношениях в сфере поставок и транзита газа, перспективах работы российских компаний на Украине, нынешнем состоянии украинской экономики и консультациях в рамках СНГ рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Тимуру Хурсандову министр экономики Украины Богдан Данилишин.
Богдан Михайлович, в пятницу в Москве состоялась встреча министров экономики стран СНГ. Не могли бы Вы рассказать об ее итогах?
Действительно, прошло 43-е заседание экономического совета СНГ. Это своеобразный этап подготовки к заседанию глав правительств, которое будет проходить 20-го ноября в Ялте. Там будет рассматриваться очень широкий круг вопросов, которые касаются проблем развития стран СНГ, в том числе – совместных усилий стран содружества по выходу из кризиса, который в той или иной степени оказал влияние на наши государства. Фактически, каждая страна СНГ имеет сейчас свою антикризисную программу, хотя есть предпосылки и для того, чтобы по отдельным аспектам объединить усилия и совместными действиями, совместными программами и даже объединением финансовых ресурсов оказать, я бы сказал, финансово-экономическое давление на отдельные отрасли с целью обеспечения их выхода из кризиса. Я думаю, это в первую очередь будет касаться авиастроения, судостроения и других сфер.
Мы также рассмотрели вопросы, которые связаны с концепцией сотрудничества государств-участников СНГ в сфере энергетики и проектом первоочередных мероприятий по реализации сотрудничества в этой области. Кроме того, рассматривался очень важный вопрос – я думаю, что он будет иметь большую перспективу, – это основные направления долгосрочной стратегии сотрудничества членов СНГ в инновационной сфере. Если рассматривать вопрос инноваций и инновационного сотрудничества, то я думаю, это как раз тот этап, который может объединить страны СНГ, потому что и системы академий наук многих стран содружества объединены в единую международную академию МААН, которую возглавляет президент Академии наук Украины, и научные исследования, которые формировались еще во времена Советского Союза, имеют значение не только для стран СНГ, но и мировое значение. Поэтому объединение потенциалов, в первую очередь – в сфере исследований космоса, исследований различных отраслей, начиная от металловедения, заканчивая биологией, генетикой, микрохирургией, может иметь большое значение для развития наших стран. В общей структуре производства доля так называемой инновационной продукции в отдельных странах СНГ составляет от 7 до 20 процентов, то есть остается очень низкой. Я думаю, что у нас есть здесь большой интерес, есть желание всех стран объединять усилия в этой сфере. Мы считаем, что, возможно, система инноваций, создание инновационных структур, в первую очередь тех, которые смогут объединить усилия для внедрения соответствующих достижений науки и техники в производство, будет иметь значение. Значение даже не политическое, а значение и для научной среды, и финансово-банковской среды. В некоторых странах есть очень хорошие результаты, которые не могут быть внедрены, потому что для этого нет предпосылок. А в системе СНГ, например – в России, есть производство, на котором можно внедрять разработки, которые имели бы огромное значение для Украины: в сфере газосварки, в сфере электроники. Этот вопрос был фактически единогласно поддержан, и думаю, он будет иметь большие перспективы и на уровне глав государств, встреча которых пройдет 7 октября в Кишиневе, и на уровне глав правительств, которые встретятся 20 ноября в Ялте.
Кроме того, рассматривались вопросы формирования согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте. Также, думаю, среди вопросов, которые могут иметь большие перспективы, стоит выделить темы, связанные с программой совместных действий государств-участников СНГ по борьбе с ВИЧ-СПИДом. Это очень большая проблема и, если уже сегодня не предпринимать качественных усилий для того, чтобы теми или иными методами предотвратить распространение этого явления, его настоящие последствия можно будет увидеть где-то лет через пять. Хорошо, если получится остановить это явления, но надо хотя бы объяснить людям, как с этим бороться в той или иной степени. Думаю, здесь нужна система, объединяющая усилия и медицинских работников, и научных сотрудников, и институтов, клиник, чтобы искать вакцины, лекарства, пусть не для лечения, но хотя бы для торможения развития этой болезни на любой ее стадии.
Я считаю, что состоялся очень продуктивный обмен мнениями. Мы в очередной раз имели возможность поговорить со своими коллегами, министрами, вице-премьерами, обсудить проблемы, которые у них есть, которые нас интересуют, договориться о поставках той или иной продукции. Полагаю, что даже если в настоящее время и идут дискуссии об эффективности или неэффективности Совета СНГ, все зависит от того, насколько государства готовы воспринимать предложения, которые ставятся на Совете. Думаю, там есть много позитивного, того, что должно объединять для решения общих проблем.
Некоторые эксперты утверждают, что Украина больше других пострадала от глобального финансово-экономического кризиса. Согласны ли Вы с этим мнением, и не грозит ли стране в связи с этим дефолт?
Если говорить об Украине, то сравнивать ее можно со странами, которые находятся близко к нам по уровню и системе экономического развития. Например, с теми, у которых похожа структура промышленного производства, со сходными по системе распределения ВВП. Нельзя сравнивать темпы падения валового внутреннего продукта и общего объема промышленности, скажем, с прибалтийскими странами: там совсем другая ситуация, совсем другая структура и производства, и экономического развития вообще. Нельзя сравнивать Украину с Грузией. С Россией в какой-то степени ее можно сравнить, можно сравнить и с развитыми промышленными странами.
Несмотря на падение, Украина остается промышленно развитой страной, страной, которая в достаточной мере производит валовой продукт. Беда заключается в том, что в Украине во время таких благоприятных моментов – в период 2003-2007 года – не была произведена качественная структурная перестройка для модернизации экспортно-ориентированных отраслей, в первую очередь – металлургии, химической промышленности, машиностроения и других. Эти базовые отрасли очень пострадали в результате изменения внешнеэкономической конъюнктуры, падения мировых цен на металл, на продукцию химической промышленности, в результате падения спроса на продукцию машиностроения. Пострадали именно эти отрасли.
Поэтому я считаю, что кризис поставил следующие вопросы. Первое – разработка программы модернизации производства. Если мы не выйдем из кризиса качественно новыми и обновленными по системе самых последних достижений, то наша продукция будет неконкурентоспособна в ближайшие 5-10 лет. К примеру, в металлургии модернизация у нас произошла на одном единственном комбинате – Алчевском металлургическом заводе. И остальные все должны думать не только о том, как заработать деньги и вывести их в оффшорные зоны, а о том, как модернизировать производство. Этот вопрос актуален и для российских предприятий, потому что здесь такая же ситуация. Конкуренция в ближайшее время на мировом рынке, особенно на рынках, где мы – и Россия, и Украина – имеем очень большие интересы, будет очень большая. Нам главное сделать качественные программы для модернизации, найти ресурсы для модернизации и, возможно, даже создавать совместные предприятия для выхода на рынки третьих стран. Из кризиса выйдут не все, выйдут те, которые смогут выдерживать очень большую конкуренцию.
Что касается Украины, то я рискнул бы сказать, что кризис в какой-то степени удалось взять под контроль и шаг за шагом Украина выходит из кризиса. В конце минувшего года была принята антикризисная программа. В первую очередь мы направили усилия на те отрасли, которые в наибольшей степени пострадали, – это металлургия, химическая промышленность, машиностроение, авиастроение, другие отрасли. И уже по итогам июля по сравнению с июнем в металлургии мы имели рост в 16%, а в целом по промышленности - 4,8%. Сельское хозяйство, имеет очень хорошие перспективы. Мы здесь за январь-июль имели темпы роста 3,8%. Кроме того, в настоящее время мы, как и в прошлом году, ожидаем очень неплохой урожай зерновых – где-то на уровне 45,3 млн тонн. В прошлом году мы имели 53,3 млн тонн. Это очень неплохие цифры. Большая часть этой продукции экспортируется, и тенденции, которые связаны с мировым продовольственным кризисом, дадут сельскому хозяйству возможность развиваться. Кроме того, уже начинают давать итоги правительственные программы по развитию пищевой промышленности с целью переработки сельскохозяйственных культур. За год вошло в действие более 300 различных предприятий перерабатывающего профиля. Мы хотим, чтобы это действительно была продукция, которая будет иметь глубокую степень переработки, и хотим выходить на рынки с этой продукцией, а не только с сырьем типа зерна, ячменя, кукурузы и всего другого. Если анализировать мировые продовольственные тенденции, то в ближайшие годы в мире, я так думаю, ожидаются непростые времена по насыщению продовольствием. И думаю, такие страны, как Россия, как Украина, имеют перспективы по поставкам в третьи страны продовольствия для формирования системы продовольственной безопасности в определенных регионах.
Что касается сотрудничества, то, по-моему, кризис показал, что Украина – и для России это актуально – в определенной степени начинает ориентироваться на новые рынки сбыта своей продукции. В настоящее время мы ведем активные переговоры со станами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности – Японией, Южной Кореей. С японскими компаниями у нас имеются очень хорошие результаты: по итогам заседания украинско-японской комиссии подписано 26 различных меморандумов и протоколов сотрудничества в различных отраслях. Считаю, что японские компании в ближайшем будущем смогут достаточно активно войти на украинский рынок, и хочу отметить, что мы в этом очень заинтересованы. Кроме того, большие возможности открываются для сотрудничества с африканскими странами: мы открываем свои торговые представительства в ряде африканских стран, в частности – в ЮАР, Нигерии, сейчас ведутся переговоры об открытии таких представительств в странах Северной Африки. Думаю, здесь также есть перспективы для дальнейшего сотрудничества.
Если сравнивать общие тенденции товарооборота, все мы видим, что объем внешней торговли в 2009 году уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года: здесь есть и объективные причины. Но появляются и новые рынки сбыта, которые являются перспективными. Радует и увеличение доли товарооборота на страны СНГ, страны Африки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди стран СНГ, несмотря на уменьшение товарооборота, Россия остается одним из главных торгово-экономических партнеров Украины, и мы большое внимание уделяем дальнейшему сотрудничеству в этой сфере.
То есть, дефолта на Украине Вы не ожидаете?
Я никогда не говорил о дефолте. Дефолт – это когда Украина или какая-либо другая страна будет поставлена на колени, и ей уже будет некуда деваться. У Украины есть достаточный объем прочности, в том числе – финансовой, для того, чтобы не встать перед лицом дефолта. В Украине не такой уж и большой государственный долг, немного великоват, на мой взгляд, корпоративный долг, но это долги отдельных предприятий и компаний. В настоящее время государство имеет все рычаги и возможности для того, чтобы предотвратить и не допустить дефолта. О дефолте как таковом для Украины говорить рано.
Вы упомянули о госдолге. Соответствует действительности информация, что в 2009 году он резко вырос?
Вы посмотрите, какой государственный долг в процентах от ВВП в ряде стран. Посмотрите, какой он в Японии, какой в Соединенных Штатах Америки. На Украине доля государственного долга по отношению к ВВП не представляет никакого риска, это незначительный процент. Я думаю, что мы будем, если в этом будет необходимость, идти на увеличение государственных заимствований для того, чтобы они пошли на развитие и реального сектора экономики, и модернизацию производства, в инвестиции в другие сферы. Поэтому я бы его не боялся.
На 2010 год мы все-таки будем надеяться, что экономика заработает более интенсивно, и для этого уже есть определенные предпосылки, что поступления в бюджет увеличатся. И, возможно, ситуация, которая есть в этом году, отойдет на второй план.
Каковы Ваши прогнозы относительно получения очередного транша кредита МВФ с учетом того, что Украина не полностью выполнила свои договоренности с фондом?
Если сейчас анализировать все договоренности любых стран, с которыми у фонда есть специальные программы, то в условиях глобального кризиса, подобного которому мы не знали последние 25 лет, то о полном выполнении договоренностей не идет даже и речи. У меня постоянно ведутся консультации, переговоры с представителями Международного валютного фонда. На прошлой неделе мы обсуждали с руководителем представительства фонда очень много вопросов, которые связаны с нашими программами. Они все понимают, они отлично знают, что происходит в той или иной стране, владеют ситуацией, которая на определенном этапе складывается в той или иной стране, и я думаю, что если проблему нельзя решить в настоящее время, ее можно будет решить в ближайшее время. Поэтому я считаю, что проблем с Международным валютным фондом у Украины не будет, все проблемы решаются через переговоры, и мы сможем их решить. В частности, мы с экспертами Международного валютного фонда констатируем, что сотрудничество в его рамках являет таким своеобразным этапом скорейшего преодоления последствий финансового кризиса.
МВФ тоже видит, что, возможно, в какой-то степени и его прогнозы можно корректировать, потому что кризис является нетипичным и единых рецептов для его преодоления нет. Если сравнивать прогнозы Международного валютного фонда, то можно привести такой пример: в июле МВФ в четвертый раз в текущем году пересмотрел свой прогноз развития мировой экономики на 2009 год до -1,4%. В апреле это было -1,3%, в марте -1%, в январе -0,5%. Также были скорректированы прогнозы развития ведущих экономик мира: падение экономики США будет составлять -2,6%, Еврозоны -4,8%, Японии -6%. Естественно, все прогнозы подтверждают, что будет расти экономика Китая. Поэтому, я думаю, прогнозировать и давать какие-то советы, касающиеся развития, является очень рискованным даже для таких авторитетных международных финансовых организаций. МВФ приезжает к нам, смотрит на тенденции развития экономики страны, смотрит на производство, действия правительства, мы обсуждаем это все. Думаю, совместными усилиями удастся найти компромисс, наиболее эффективные формы, которые смогут дать определенный результат.
А что Вы думаете о перспективах стабилизации курса гривны?
Стабилизация курса гривны – это для Украины очень болезненный процесс. Я бы в первую очередь выделил здесь не совсем продуманную и эффективную работу Национального банка Украины. Та проблема, которую мы имеем в настоящее время с гривной, на мой взгляд, носит, скорее, спекулятивный характер, чем реальное влияние экономического положения на девальвацию национальной валюты. Украина имеет достаточный объем экономической прочности для того, чтобы держать национальную валюту на том уровне, который будет выгоден как нашему экспортно-ориентированному производству – чего греха таить, некоторые производства выиграли от девальвации валюты – так и производителям, работающим на внутреннем рынке. Поэтому я предполагаю, что совместными усилиями Национального банка, правительства нам в ближайшее время удастся стабилизировать курс гривны. Единственным аспектом, который меня беспокоит в настоящее время, является политический фактор, потому что в стране приближаются президентские выборы и раскачивание ситуации не совсем благоприятно может влиять как на экономическую ситуацию в целом, так и на банковскую финансовую систему.
Вы считаете, что предстоящие президентские выборы могут как-то негативно отразиться на экономике Украины?
Экономика Украины сама по себе имеет большой объем прочности, несмотря на финансово-экономический кризис, который достаточно коснулся Украины. Еще я считаю, что у нас достаточно умные руководители всех политических партий. Во всех политических структурах имеется большое число бизнесменов и руководителей крупных предприятий, которые не заинтересованы в дестабилизации производства. Поэтому я думаю, что политика пусть движется сама по себе, а экономисты и руководители должны объединиться, невзирая на политические взгляды, для того, чтобы реально вытягивать экономику из того кризиса, который ее поразил.
Как Украине удается удерживать на аукционах по продаже нефти, организуемых при участии Минэкономики, цены на уровне около 22-23 долларов за баррель, в то время как в мире цена устойчиво держится на уровне около 70 долларов?
Это сложный вопрос, вопрос, который нас в настоящее время в какой-то степени беспокоит. В Украине цена на нефть собственной добычи не регулируется и устанавливается на аукционах. Согласно Статье 3 Закона Украины о государственном бюджете на 2010 год, продажа сырой нефти и газового конденсата собственной добычи осуществляется исключительно на аукционах, которые проводятся с 2000 года. Хочу сказать, что низкие цены на нефть украинского производства, которые устанавливаются на аукционах в последнее время, объясняются наличием никой конкуренции среди покупателей нефти. Поэтому с целью стимулирования конкуренции, улучшения ценовой ситуации и демократизации процесса реализации нефти, газового конденсата, сжиженного газа и угля министерством экономики подготовлен проект правительственного решения, касающегося усовершенствования процедуры реализации на аукционах углеводородов украинского происхождения. Это, естественно, будет иметь и конкурентостимулирующее значение, и, мы считаем, что после выполнения всех регламентных работ ситуацию в этой сфере мы приведем к определенному нормативному уровню.
Будет ли правительство вмешиваться в конфликт вокруг «Укртатнафта» и «Лукор», где российские инвесторы неоднократно заявляли о противодействии со стороны украинских властей?
Во время моей встречи с министром экономики России госпожой Набиуллиной мы поднимали вопросы влияния правительств или помощи правительств украинским предприятиям на территории России и российским предприятиям на территории Украины. В Украине в настоящее время работает более 2 тыс. компаний с российским капиталом, и большинство из них работает достаточно продуктивно. Естественно, что есть некоторые моменты, связанные с субъектом хозяйствования, в частности это касается и ЗАО "Лукор". Здесь проблема, я бы сказал, "с бородой": она формировалась еще в начале 2000-х годов. В ходе моей встречи с госпожой Набиуллиной на это было обращено внимание, я дал соответствующее поручение своим службам заниматься этими вопросами. Что касается "Лукора", в настоящее время идет судебное разбирательство между Фондом государственного имущества и российской компанией "Лукойл" о признании недействительным создание ЗАО "Лукор" на базе ОАО "Ориана" и последующей передачи имущества ЗАО "Лукор" фонду общества "Карпатнафтапродукт", в результате чего государственное участие было размыто и государство фактически потеряло контроль над деятельностью ЗАО "Лукор". По мнению нашего Фонда государственного имущества, при создании ЗАО "Лукор" с российской стороны были в какой-то степени нарушены условия создания предприятия – российская сторона должна была внести имущества на сумму 662 млн гривен средствами и материальными активами, но внесла всего-навсего 100 млн гривен деньгами и ценными бумагами, что негативно отразилось на финансовом состоянии предприятия, на погашении кредитов, которые давались ОАО "Ориана" под гарантии правительства. Мы считаем возможным на сегодня путем решения проблемы, этого судебного дела, подписание мирового соглашения между фондом государственного имущества и российской компанией "Лукойл" на взаимовыгодных условиях. Со стороны правительства мы будем оказывать помощь для налаживания такого диалога.
Когда начнется приватизация облэнерго, и каковы шансы российских компаний принять в ней участие?
Мы будем создавать равные условия и привлекать к приватизации в одинаковой степени все компании. Естественно, мы будем рады видеть среди потенциальных компаний, которые заинтересованы в приватизации тех или иных объектов, российские компании. Условия приватизации Одесского припортового завода максимально прозрачные и позволяют привлечь максимальное количество потенциальных покупателей и не содержат никаких дискриминационных норм. Думаю, что и в случае облэнерго, мы постараемся сделать самые хорошие правила и условия для приватизации, которые будут соответствовать мировым стандартам. Несмотря на кризис, мы считаем, что российские компании, как и компании других стран, имеют большие перспективы принять участие в приватизации, и, естественно, при определенных условиях стать собственниками того или иного предприятия.
В последнее время много говорится об осуществлении совместного проекта по Ан-70. По Вашему мнению, насколько это реально и целесообразно в ближайшее время?
По данным Госкомитета статистики, за последние годы наибольший объем внешней торговли в сфере авиастроения у нас достигнут с Российской Федерацией, Казахстаном, Индией и Польшей. Наибольший удельный вес составляют контракты по авиадвигателям, снабжению запчастей для летательных аппаратов, услуг по ремонту. У нас с Россией есть достаточно мощная нормативно-правовая база, которая содействует авиастроению.
Я, например, считаю, что есть большие перспективы для Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27. Кто бы что ни говорил и с российской, и с украинской стороны, я думаю, перспективы у совместных проектов по Ан-70 являются очень и очень хорошими.
Один из самых главных вопросов в отношениях наших стран – поставки газа. Будут ли пересматриваться нынешние соглашения, и что с ценой на четвертый квартал?
Вы знаете, что цена вычисляется по формуле, которая зависит от многих составляющих, в том числе – и от конъюнктуры рынка. Для нас, естественно, очень положительны те соглашения, которые были подписаны в начале 2009 г., потому что они навели элементарный порядок в газовой сфере и установили определенную нормативно-правовую базу отношений между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины". Поэтому даже сам факт подписания такого соглашения является очень и очень положительным. Я думаю, что в ближайшее время мы, возможно, проведем переговоры по газовому вопросу с Россией относительно некоторых корректив соглашения начала 2009 г., в частности – объемов поставок и, возможно, даже самой структуры формулы, которая связана с ценообразованием. Я думаю, поставим вопрос и транзита российского газа через территорию Украины. Этот вопрос волнует не только Украину, он волнует и Россию, и думаю, в этой сфере мы найдем тот диалог, который будет полезен для обеих стран. Украина занимает очень конструктивную позицию в этом вопросе, и мы бы хотели, чтобы такую же позицию занимали наши партнеры. Думаю, что России в настоящее время намного выгоднее вкладывать в модернизацию газотранспортной системы Украины для того, чтобы обеспечивать прокачку своего газа через украинскую территорию в другие страны, чем вкладывать достаточно большие средства в строительство новых газопроводов с сомнительными перспективами закачки и с сомнительными политическими перспективами относительно того, куда и где они будут проходить. Я считаю, в этом вопросе у нас есть поле для переговоров и хорошие условия для сотрудничества именно в транспортировке российского газа через украинскую территорию.
То есть, Вы допускаете возможность того, что Россия наравне с Евросоюзом будет участвовать в модернизации ГТС Украины?
Я считаю, что, если для этого есть все условия и желание России принимать участие в модернизации газотранспортной системы, мы никогда не отрицали такой возможности. Мы готовы сотрудничать со всеми, кто видит в Украине потенциального партнера, с которым можно иметь дело и иметь определенные результаты сотрудничества. Украина всегда выступала и выступает за то, что Россия – наш стратегический торговый партнер и, соответственно, ее роль в модернизации газотранспортной системы должна быть одной из ведущих, такой, которая может иметь определенные перспективы.