Большие нарушения в Большом театре
СКП РФ заявил, что по факту необоснованно израсходованных средств, выделенных на реставрацию Большого театра, возбуждено уголовное дело
Москва. 14 сентября. INTERFAX.RU - СКП РФ возбудило уголовное дело по факту необоснованно израсходованных средств, выделенных на реставрацию Большого театра России.
Как сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин в понедельник, уголовное дело возбуждено по статье 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями).
"Данный факт нарушения законодательства был выявлен в ходе проверки Счетной палатой РФ в федеральном государственном учреждении "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации", - отметил собеседник агентства. По его словам, установлено, что "в августе 2003 г. между этой дирекцией и ЗАО "Курортпроект" был заключен контракт на проектирование второй очереди реставрации и реконструкции комплекса зданий Большого театра России на сумму 98 млн 48 тыс. рублей".
Согласно дополнительным соглашениям к контракту эта сумма составила 164 млн 329 тыс. рублей, отметил представитель СКП.
Однако в период с 2003 по 2009 гг. дирекцией в пользу закрытого акционерного общества "Курортпроект" трижды производилась оплата одних и тех же работ по проектированию и подготовке рабочей документации по проекту второй очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения основного здания государственного академического Большого театра России, а именно: первоначально 98 млн 48 тыс. рублей (в том числе 58 млн 362 тыс. за подготовку рабочей документации), затем на основании дополнительных соглашений около 362 млн 170 тыс. рублей (в том числе около 26 млн 250 тыс. рублей на подготовку рабочей документации), и затем более 497 млн 870 тыс. рублей за подготовку рабочей документации.
В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств преступления, и лиц, виновных в совершении преступления, точного размера ущерба, причиненного их действиями. Расследование уголовного дела продолжается.
Источник в администрации Государственного академического Большого театра (ГАБТ) заявил "Интерфаксу" в понедельник, что "средства, выделяемые на реконструкцию театра из госбюджета, направлялись непосредственно в Дирекцию по строительству, реконструкции и реставрации". "Таким образом, администрация ГАБД к данному инциденту не имеет отношения", - подчеркнул собеседник агентства. Генподрядчиком проекта реконструкции Большого театра выступает "СУИпроект".
В свою очередь, аудитор Счетной палаты Александр Назаров считает, что руководство дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Минкультуры РФ сознательно изменило проектно-сметную документацию по реконструкции Большого театра (ГАБТ). "Первоначальная ступень решения вопроса дает основание полагать, что люди сознательно шли на то, чтобы переделать проектно-сметную документацию", - сказал в понедельник журналистам Назаров, возглавлявший межведомственную комиссию по проверке расходования средств, выделенных на реконструкцию театра. По его словам, изначально недооценивался масштаб и ценность ГАБТа "именно теми, кто подготавливал проектно-сметную и техническую документацию". "Они не понимали того, что от них требовалось - освоить эти деньги и сделать так, чтобы объект работал в современных технологических условиях. Этого не было выполнено", - сказал Назаров. Он также отметил, что нецелевому расходованию выделенных средств способствовала неоднократная реорганизация министерства культуры, а также частая ротация руководства дирекции по строительству, реконструкции и реставрации: за последние 6 лет сменилось шесть руководителей.
Напомним, что еще в конце июля 2009 года компания "Сумма капитал" приобрела у "СУИхолдинга" контрольный пакет компании "СУИпроект". Сделка по покупке 50% плюс 1 акция была закрыта в июне. Вторым акционером компании остался "СУИхолдинг", которым владеют Азарий Лапидус (60%) и гендиректор Виктор Карпенко (40%). Раскрыть детали стороны тогда отказались.
В декабре прошлого года министр культуры Александр Авдеев раскритиковал работу генподрядчика, а в январе было принято решение об усилении проекта.
К реконструкции Большого театра помимо "СУИпроекта" были привлечены новые строительные компании ("Главмосстрой", "Монарх", "Моспромстройматериалы", СУ-155 и др.). Количество рабочих на стройке было увеличено с 400 до 3000 человек.
Как сообщалось, реконструкция здания Государственного академического Большого театра России ведется с 2005 г. За это время в театре поменяли все несущие конструкции, установили новое сценическое оборудование. Срок завершения строительных работ был перенесен с 2008 на 2011 г. Общий объем инвестиций в реконструкцию театра оценивается в 15,6 млрд рублей.
СП РФ еще 17 августа направила обращение в СКП РФ в связи с необоснованным увеличением стоимости ремонта Большого театра России. Прокуратура проверила использование средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а также федерального имущества в ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" в 2007-2009 годах. Проверку курировал аудитор Счетной палаты Александр Назаров.
По данным СП РФ, с начала реализации проекта реконструкции, реставрации и технического оснащения комплекса зданий театра госзаказчики утратили контроль за стоимостными и натуральными показателями проекта, а также сроками его реализации. В результате несогласованная корректировка проектно-сметной документации привела к удорожанию стоимости проектных работ более чем в 16 раз.
Контрольное ведомство выявило многократное увеличение стоимости работ по сравнению с первоначально согласованной суммой за счет повторной оплаты ранее выполненных работ, изменения объема и содержания работ. Только в 2008-2009 годах в результате внесения указанных изменений стоимость работ увеличилась на 943,9 млн рублей.
Кроме того, определение цен госконтрактов систематически осуществлялось произвольно, без необходимого технико-экономического обоснования. В ряде случаев стоимость работ по госконтрактам определялась при отсутствии проекта.
Необоснованное увеличение стоимости работ в результате пересмотра начальных цен контрактов, предусмотренных аукционной документацией, составило только в 2008 г. 158 млн рублей. По мнению СП, Дирекция размещала госзаказы с грубыми нарушениями требований федерального закона о госзакупках. При этом санкции к нарушителям контрактных обязательств в части объемов и сроков выполнения работ Дирекция не применяла.