Как менеджеры становятся крупными акционерами
В Банке Москвы происходят не менее интересные события, которые наглядно демонстрируют, что за руководящие посты в российских банках есть смысл побороться
Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - Громкие кадровые перестановки в банковском секторе последних месяцев, такие как переход в Сбербанк Германа Грефа и эпопея со сменой руководства Связь-банка, отодвинули на второй план более "тихие" банки. Тем временем в Банке Москвы происходят не менее интересные события, которые наглядно демонстрируют, что за руководящие посты в российских банках есть смысл побороться.
Банк Москвы - опорный банк столичного правительства, одна из крупнейших российских кредитных организаций, в рэнкинге "Интерфакс-100" по итогам 2007 года занимает 4-е место по размеру активов. Это один из немногих российских банков, акции которых торгуются на бирже, его текущая капитализация - почти $6,4 млрд.
Андрей Бородин, несмотря на свой достаточно молодой возраст, - один из главных долгожителей российского банковского сектора. У руля Банка Москвы он встал в 28 лет - в 1995 году, и с тех пор бессменно занимает пост президента кредитной организации.
В декабре прошлого года было объявлено, что А.Бородин и его советник Лев Алалуев приобрели 8,7% акций банка. На тот момент такой пакет стоил $625 млн. Но это, как выяснилось, только начало.
Андрей Фридрихович меняет статус
Новость о покупке пакета А.Бородиным и Л.Алалуевым была неожиданной, но в то же время и 100%-ной сенсацией ее назвать было нельзя: все-таки приобретение менеджерами пакетов акций в пределах 5-10% уставного капитала - вещь довольно распространенная в российской практике. Такие сделки зачастую проводятся в рамках различных опционных программ, условия которых могут быть более чем льготными для менеджеров.
Но в понедельник А.Бородин признался журналистам, что партнеры на достигнутом останавливаться не собираются. Их цель - не исключено, что промежуточная - блокирующий пакет акций.
"Я буду доволен, если мы сможем контролировать блокирующий пакет", - заявил А.Бородин на пресс-конференции в понедельник. На вопрос о сроках консолидации этого пакета он ответил уклончиво: "Это дело от ближайших месяцев до двух лет".
"В целом мы планируем увеличивать свою долю в Банке Москвы, в том числе и в рамках планирующейся допэмисии акций (на 8 млрд рублей - ИФ-АФИ) за счет других акционеров", - сказал А.Бородин, но не назвал, за счет каких именно.
Сейчас 44% акций банка принадлежит столичному правительству, еще 15,3% - Московской страховой компании, подконтрольной городу. Различные пакеты находятся в номинальном держании НДЦ, ДКК, ОДК, Росбанка, Райффайзенбанка, JP Morgan, ING, Citi, Газпромбанка.
Блокирующий пакет акций кардинально меняет статус менеджера - если 7-8% дают ему разве что моральное спокойствие и гарантированное место в совете директоров, то 25% делают его как минимум крупным партнером мажоритария.
На зависть коллегам
Пакет в размере 16,3% капитала Банка Москвы (столько нужно купить Бородину и Алалуеву, чтобы консолидировать 25%) сейчас стоит на рынке около $1 млрд. Если в партнерстве распределение долей осталось прежним - 80% у Бородина и 20% у Алалуева - президенту банка предстоит потратить порядка $800 миллионов.
Разумеется, сделки такого масштаба, проводимые наемными менеджерами, в первую очередь вызывают вопрос об источниках финансирования. Однако А.Бородин не стал комментировать детали даже прошлогодней покупки из-за непубличного характера сделки, ограничившись ни к чему не обязывающей цитатой из знаменитого кинофильма. "Все, что нажито непосильным трудом", - ответил он на вопрос о том, какие средства пошли на покупку акций.
Непосильный труд всех членов правления и совета директоров банка вместе взятых в 2004-2006 годах принес им 1,05 млрд рублей компенсации - сумма, которой не хватит даже на 1% акций Банка Москвы. Крупных кредитов менеджменту банк, судя по его международной отчетности по состоянию на конец первого квартала прошлого года, не предоставлял. Наконец, бонусов и опционов в банке, исходя из того же документа, нет вообще.
Одним словом, аналитикам теперь есть над чем поломать головы, а у коллег А.Бородина из других крупных банков появилась тема для интересной беседы со своими акционерами.