Аэрофлот заморозит инвестиции в IT, рассматривает хеджирование рисков
Москва. 13 февраля. ИНТЕРФАКС - Авиакомпания "Аэрофлот" (MOEX: AFLT) планирует заморозить инвестиции в развитие IT-технологий в компании, рассматривает хеджирование рисков из-за роста цен на авиакеросин, нестабильности курсов валют и политической ситуации в Венесуэле, которая может отразиться на рынке нефти, заявил глава перевозчика Виталий Савельев в интервью телеканалу "Россия 24" в среду.
При этом топ-менеджер согласился с тезисом, что 2018 г. стал "худшим для рынка за последние десятилетия". "Пожалуй, я соглашусь, потому что на самом деле это так. Мы закончили (год - ИФ) положительно, но результат не тот, который мы бы хотели", - сказал он.
По его словам, первой причиной этому стало подорожание керосина. "Подорожание керосина в 2018 г. к 2017 г. для "Аэрофлота" составило более 30%. Это существенно, и, естественно, эти расходы, которые мы не ожидали, но получили. И вторая (причина - ИФ) - это девальвация. Конечно, для нас это большое испытание, мы отечественным компаниям платим в рублях, но по курсу, поэтому это для нас тяжелая нагрузка", - отметил он.
В.Савельев добавил, что компания потеряла 48 млрд руб., при этом он подчеркнул, что их уже удалось компенсировать. "Это только от нефти - это 2018-й к 2017-му. Если мы добавим туда эффект девальвации, то в целом потери группы "Аэрофлот" - 59 млрд руб. (ранее оценивались в 55 млрд руб. - ИФ). Тем не менее, мы показали прибыль, но надо как-то будет в этих условиях адаптироваться, потому что другого решения нет. Еще, к сожалению, на рынке присутствует примерно 10-12% избыточных кресел - и это всем авиакомпаниям во вред. Это хорошо для пассажира, потому что авиакомпании начинают демпинговать, но мы это уже проходили много раз - и много перевозчиков просто обанкротились, именно демпингуя. Поэтому это очень опасная вещь. Какое решение найти - наверное, каждая компания будет выбираться сама, исходя из своих возможностей", - сказал В.Савельев.
"Мы в курсе, что происходит с компаниями, но в данном случае от нас ничего не зависит - мы не можем повлиять на цены на керосин. Да, государство рассматривает вариант субсидирования или дотации всем авиакомпаниям, в том числе и "Аэрофлоту", за керосин. Но это должно было быть в прошлом году, сейчас перенесли решение на этот год. Пока такого решения официального нет - о нем много говорят, но его нет", - добавил гендиректор "Аэрофлота".
По его словам, повышение цен на билеты исчерпало себя. "По идее, по технологии - мы должны бы были это сделать, но реально у нас нет такой возможности - пассажир не покупает. У нас впервые на 1% упала загрузка кресел, что для нас существенно - именно потому, что пассажир себе не может позволить билет. Наши цены упали в долларовом исчислении и в евро-исчислении примерно на 18-20%. Но мы же все равно платим в валюте. Мы, безусловно, будем замораживать некоторые проекты - к сожалению, многие из них связаны с IT-решениями. Мы просто их будем немножко притормаживать. Второе - мы рассматриваем варианты хеджирования, потому что мы до конца не понимаем, как будет меняться рынок, и что будет с Венесуэлой", - сказал он, отметив, что изучал материалы аналитиков. "Слава богу, все в едином мнении, что не будет глубокой рецессии мировой экономики. Но никто не может предсказать, что же будет на самом деле с курсом доллара, что может произойти с нефтью, что произойдет в Венесуэле - до конца мы не понимаем", - добавил топ-менеджер.
При этом он подчеркнул, что отказываться от IT-проектов компания не намерена. "Мы просто чуть медленнее будем делать. У нас были заложены большие деньги на внедрение wi-fi на борту. Мы полностью хотели сделать весь среднемагистральный флот. Ну, может быть, срок чуть удлинится. Конечно, мы не будем существенно рисковать - нам не надо этого", - сказал В.Савельев, отметив, что wi-fi на борту самолетов компании появится "в запланированные сроки". "Он уже есть, и мы начинаем wi-fi добавлять", - подчеркнул он.
Ранее сообщалось, что чистая прибыль "Аэрофлота" по РСБУ в 2018 г. упала в 10,2 раза, до 2,8 млрд руб. При этом за IV квартал 2018 г. компания получила чистый убыток в размере 12,8 млрд руб., тогда как годом ранее была прибыль в размере 1,5 млрд руб.