Замминистра обороны: вероятность срыва гособоронзаказа 2015 года - нулевая
Юрий Борисов рассказал о посещении делегацией Минобороны ведущих авиастроительных и судостроительных предприятий Дальнего Востока и Сибири
Москва. 20 апреля. INTERFAX.RU - В конце марта представительная делегация Минобороны РФ посетила ряд ведущих авиастроительных и судостроительных предприятий Дальнего Востока и Сибири. О результатах этой поездки, о перспективах выполнения гособоронзаказа в интересах перевооружения российской армии и флота, а также о подготовке к Международному военно-техническому форуму "Армия-2015", который пройдет 16-19 июня в подмосковной Кубинке, "Интерфаксу-АВН" рассказал заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.
- Юрий Иванович, для чего была организована поездка делегации Минобороны по предприятиям промышленности?
- Мы хотели детально посмотреть на местах, как предприятия справляются с нашими заданиями в непростой финансово-экономической ситуации. Минобороны озаботилось выполнимостью гособоронзаказа 2015 года еще в ноябре-декабре прошлого года. Помните, тогда начался обвал рубля, прогнозировался рост цен на импортную продукцию за счет курсовой разницы. Ожидалась повышенная инфляция, а значит, рост цен на все материалы, сырье, в том числе и отечественные. Объем же денег у нас в гособоронзаказе, как известно, не увеличивается. Это все нужно было, безусловно, учесть для того, чтобы спрогнозировать выполнимость гособоронзаказа 2015 года.
В таких условиях естественна озабоченность выполнимостью планов. Тем более что для нас 2015-й год – это некая "веха". Президент поставил задачу – достичь к исходу 2015 года в армии и на флоте оснащенности современными образцами вооружения и военной техники на уровне не менее 30%. Если откровенно, мы очень напряглись. Начиная с декабря, стали активно прогнозировать возможные последствия финансово-экономических рисков. Наметили картину максимальных потерь, так сказать пессимистичный сценарий. Через военных представителей по крупным контрактам-договорам провели экспресс-анализ наличия импортной составляющей. Как говорится, простым умножением спрогнозировали рост цен из-за изменения курса рубля к основным валютам. Сумма оказалась серьезная. Примерно 195 млрд рублей. Но это была максимальная оценка. Мы же не могли доподлинно знать, сколько исполнителями уже закуплено импортных комплектующих. Ведь многие предприятия, кто рачительнее, хеджировали риски – закупили комплектующие впрок.
Вся эта работа потребовала много дополнительных сил и времени. Затем, в январе-феврале у нас шла оптимизация гособоронзаказа. Мы рассматривали возможность отказа от части дорогостоящих работ, замены их, например, модернизационными мероприятиями. Цель понятна – благодаря модернизации, меньшими деньгами достичь те же самые цели по насыщению армии высокоэффективным оружием. Анализ велся по всем основным системам вооружения и тоже потребовал немалых усилий. Поэтому до сих пор у нас возможности выехать на предприятия не было. Как только она появилась, когда все более-менее устоялось, первое что мы сделали – спланировали поездку на ряд крупных предприятий, в первую очередь, таких наукоемких, высокотехнологичных отраслей промышленности, как самолето- и вертолетостроение, судостроение и судоремонт.
- Каковы первые впечатления от поездки?
- Результаты ее показали, что в принципе дела не так уж плохи. Если говорить о кораблестроении, то интегрально, по итогам посещения дальневосточного завода "Звезда" и Амурского судостроительного завода, особых потерь в плане поставок не будет. Да, наметилось некоторое отставание по объективным причинам по одному корвету. Вопрос связан с импортозамещением, а если конкретно – с непоставкой украинской энергоустановки. В принципе это нами прогнозировалось, и страшного ничего не произойдет. То есть тут ожидаемая передвижка, наверное, на 2016-й год. Как известно, на рыбинском предприятии "Сатурн" вовсю идет освоение производства аналогичных энергоустановок.
Нас больше интересовало, в частности, на Амурском судостроительном, насколько предприятие сумело переломить производственную ситуацию. Потому что еще два года назад там сложилось очень критическое положение, вставал даже вопрос о банкротстве предприятия. По сути дела, мы его вытянули, дав заказ, поверив в него, пересмотрев закупочные цены в сторону повышения рентабельности. Это было очень важно и для края, и для города, и для завода.
Я убедился, что этот шаг был правильный. Завод ожил, даже в этой тяжелой ситуации. Налицо 85-процентная готовность первого корвета. И мы договорились, что как только завод предъявляет его нам на государственные испытания, мы размещаем заказ еще на два корвета. Это стабилизирует ситуацию на заводе, и его будущее уже будет прогнозируемо.
- Вы посетили два вертолетостроительных завода – арсеньевский "Прогресс" и предприятие в Улан-Удэ. Как у них дела с выполнением гособоронзаказа?
- Что касается "Прогресса", то у нас планировался довольно крупный заказ на вертолеты Ка-52К для "Мистралей". Ситуация с "Мистралями" вам хорошо известна. Нужно было решать, как осуществить загрузку завода при потере этого заказа. Определенные решения были найдены.
И в Арсеньеве, и в Улан-Удэ остро стоял вопрос с импортозамещением. Прежде всего, из-за двигателей украинской компании "Мотор Сич". Но мы убедились в том, что заказы 2015 года целиком обеспечены комплектующими, срыва кооперации не наблюдается. И те заделы, которые мы реально посмотрели в цехах агрегатной и финальной сборки, дают уверенность, что гособоронзаказ 2015 года будет, безусловно, выполнен.
В Улан-Удэ вообще ситуация, на первый взгляд, парадоксальная. Там набрали такой темп, что досрочно сдают вертолеты. И мы приняли решение дать им возможность осуществить поставку вертолетов из заказа 2016-го года досрочно, в 2015-м году, чтобы не останавливать темп предприятия.
Конечно, они понимают, что Минобороны не может увеличивать заказы бесконечно, сверх своих реальных потребностей. Поэтому мы обсуждали с ними вопрос в отношении того, что им тоже сейчас нужно "пошевелиться", в том числе на внешних рынках, чтобы парировать все возможные потери. Все эти вопросы детально обсуждались.
- Какие вопросы поднимались во время посещения крупнейших серийных авиазаводов – Комсомольского-на-Амуре и Иркутского?
- В Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе обсуждалось несколько тем. Мы, как известно, приняли решение при оптимизации Госпрограммы вооружений несколько уменьшить ранее запланированное количество заказываемых перспективных авиационных комплексов фронтовой авиации. Но это нужно было чем-то парировать. В этой связи посмотрели на Комсомольском-на-Амуре филиале "Сухого" состояние проекта истребителя Су-35, перспективы завершения его государственных испытаний.
Там были вопросы, связанные с выявленными в процессе войсковой эксплуатации недостатками самолета. Это нормальное явление - самолет только становится на крыло. Все эти замечания по ходу эксплуатации устраняются, и завод за собственные деньги, по бюллетеням дорабатывает ранее поставленные в войска самолеты, чтобы привести их к единому облику, так называемому облику 2015-го года.
Все эти аспекты мы обсудили с заводчанами. Думаю, найдем устраивающие всех решения.
Что касается "Иркута", то в плане оборонного заказа там могла сложиться сложная ситуация в 2016-2017 годах, потому что по параметрам Госпрограммы вооружений у них был провал в объемах заказов с нашей стороны. При этом "Иркут" интенсивно ведет разработку пассажирского самолета нового поколения МС-21, который в перспективе должен дать заводу определенный объем загрузки. Для того, чтобы поддержать Иркутский авиазавод в такой ответственный момент, мы вместе с Генеральным штабом спланировали увеличение количества поставок Су-30СМ в 2016-2017 годах. Чтобы исключить спад по объемам производства "Иркута".
Вы видите, что министерству обороны, как ни парадоксально, приходится решать вопросы общепромышленного характера. Мы могли бы, конечно, занять позицию, как говорится, стороннего наблюдателя. Но, наверное, это был бы не государственный подход, а какой-то другой. Так что нам вместе с коллегами из Минпромторга приходится планировать, по сути дела, экономику всех ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса.
- С точки зрения технической оснащенности авиазаводов Минобороны, как заказчика, все устраивает?
- При посещении заводов мы видим, как они резко прибавили в техническом перевооружении. Я на протяжении последних 7-8 лет по 2-3 раза в год бываю на ведущих предприятиях, и не могу не отметить перемен. Если раньше Комсомольский-на-Амуре авиазавод резко выделялся в лучшую сторону на фоне других авиапредприятий отрасли, то сегодня уже и "Иркут", и Новосибирский авиазавод его догнали и находятся примерно на одном уровне.
Так что, повторюсь, по результатам посещения всех этих заводов можно сказать, что вероятность срыва гособоронзаказа 2015 года практически нулевая. Более того, предприятия нацелены на досрочную поставку всех тех изделий, которые мы им поручили сделать.
Нас, как я уже говорил, особенно беспокоил вопрос импортозамещения, ход замещения и украинской продукции, и продукции западных производителей, которая поступает в виде комплектующих, отдельных узлов и блоков. Мы увидели, что ситуация под контролем.
В целом я очень доволен результатами этой поездки. Она, конечно, не последняя. Мы уже наметили в первой декаде апреля посетить Поволжский регион - Казань, Нижний Новгород. Это хороший способ держать руку на пульсе "оборонки". Мы просто обязаны это делать.
- Во время встреч с директорами предприятий поднимался, в частности, вопрос дебиторской задолженности. В чем здесь проблема?
- При ритмичной работе предприятие, получив от нас деньги авансом за заказанную продукцию, сдает ее вовремя. Если же обязательства перед министерством обороны выполняются несвоевременно, накапливается так называемая просроченная дебиторская задолженность.
Как порой происходило? Получив от нас деньги, а еще не так давно мы платили до 100% авансом, предприятие продукцию вовремя не сдавало. Поэтому накапливалась просроченная задолженность перед нами.
Авансы, которые мы платили, по бухгалтерским понятиям, тоже дебиторка, но это нормальное, с точки зрения организации производства, явление. Деньги, данные на организацию работы, отовариваются, идут на закупку сырья, материалов, комплектующих. Если своевременно сдается готовая продукция, то это нормальный рабочий процесс. Страшна именно просроченная дебиторка.
Мы нашли, конечно, механизм борьбы с этим злом. Во-первых, мы отошли от 100-процентного авансирования работ, чтобы исключить эти ситуации. По правительственному постановлению перешли на авансирование приоритетных образцов в объеме 80%, а по всем другим – 50%.
Но если предприятие имеет перед нами просроченную дебиторскую задолженность, мы, как правило, выстраиваем с ними график авансирования по новым заказам с учетом погашения старых обязательств. Мы ее называем "револьверная схема". Условно говоря, мы стимулируем предприятия-должники как можно быстрее с нами рассчитаться. В противном случае, ни о каких новых платежах речи быть не может.
Эта схема, с одной стороны, стимулирует предприятия ОПК закрывать старые обязательства, а с другой – дисциплинирует их. Они уже понимают, что такой вольготной, безнаказанной жизни не будет. Поэтому придется входить в графики выполнения работ, чтобы не создавать эту ситуацию.
- То есть Минобороны заставляет предприятия разделять риски по гособоронзаказу?
- Я думаю, это по-джентельменски. Поэтому предприятия поскрипели, поскрипели, но согласились с таким подходом. Потому что он, считаю, честный и прозрачный.
- Минобороны объявило о переходе в отношениях с промышленностью на контракты полного жизненного цикла. Как идет эта работа?
- Контракты жизненного цикла – это наша стратегическая линия. Мы ее последовательно проводим. По решению коллегии Военно-промышленной комиссии у нас идут сейчас четыре пилотных проекта. Мы анализируем возможности промышленности взять на себя сопровождение поставляемых нам вооружения и военной техники на всем протяжении их жизненного цикла – вплоть до конечного этапа – утилизации.
Почему нужны были эти пилотные проекты? Потому что само по себе намерение перейти на контракты жизненного цикла – абсолютно правильно, но нам нужно было оценить возможности предприятий промышленности. Готовы они к этому?
Раньше вопросы текущей эксплуатации техники, организации ремонта, включая наличие ремонтной документации, построение всех производственных цепочек, в основном лежали на министерстве обороны, у которого были свои ремонтные заводы в большом количестве. Мы только заказывали для ремзаводов необходимые запчасти.
Решение о переходе на контракты полного жизненного цикла, безусловно, не могло не повлечь следующего шага – передачи ремонтных предприятий из-под юрисдикции министерства обороны – промышленности. Это логичный шаг. Какая ситуация здесь?
Сразу скажу, что передача ремпредприятий остается нашей стратегической линией. Никто не подвергает сомнению необходимость этого. В принципе мы обговорили с ОПК состав передаваемых активов, в какие интегрированные структуры они войдут, порядок передачи.
Более того, де-факто мы пошли на то, чтобы в советах директоров этих ремонтных предприятий, исполнительных органах были представители промышленности. Крупные компании, в состав которых войдут ремзаводы, выделили своих людей.
Но де-юре передача сдерживается рядом объективных факторов. Прежде всего, как раз наличием просроченной дебиторской задолженности. Если мы сегодня передадим предприятия, то ряд из них окажутся на грани банкротства.
Это плоды, скажем, так не совсем корректной работы с предприятиями промышленности в 2011-2012 годах, когда ремонтные предприятия были проавансированы на 100% через долгосрочные контракты. Сегодня, когда подошло время закрывать эти контракты, заводы не могут представить нам обоснование, акты на продукцию и услуги, покрывающие все те средства, которые им были перечислены.
Это очень серьезный вопрос. Разбираемся с ним очень досконально. Ищем, где эти деньги, на что они потрачены. Не скрою, передаем дела в прокуратуру, привлекаем правоохранительные органы. Я думаю, этот процесс тоже успешно завершится. Не передавать ремзаводы промышленности, объявляя о переходе на контракты жизненного цикла, мы просто уже не можем. Мы все равно это сделаем. Вопрос, как быстрее выйти из этой ситуации.
Например, в отношении ОАО "Авиаремонт" мы практически завершили все процедуры по передаче его предприятий интегрированным структурам – ОАК, холдингу "Вертолеты России", Концерну ПВО "Алмаз-Антей", Корпорации "Тактическое ракетное вооружение". Там практически все вопросы завершены.
Самая сегодня критическая ситуация сложилась с предприятиями "Спецремонта". Думаю, в течение года всю работу завершим.
- Юрий Иванович, в этом году по инициативе военного ведомства в Подмосковье пройдет Первый международный военно-технический форум "Армия-2015". Для чего принято такое решение?
- Идея проведения форума "Армия-2015" принадлежит министру обороны России Сергею Шойгу. Суть ее в том, чтобы создать такой выставочный комплекс, который позволил бы совместить показ техники в стационарной экспозиции и, используя возможности Алабинского и Кубинского полигонов, дать возможность продемонстрировать ее эксплуатационные, боевые характеристики непосредственно в деле, на практике.
Форум и выставка, которые пройдут в Подмосковье 16-19 июня, будут способствовать созданию новой масштабной демонстрационной площадки для показа возможностей вооружения и военной техники. Думаю, первый блин комом не будет. Форум должен состояться. Потом, конечно, возможности этой выставочной площадки будут только наращиваться.
Правительство Московской области, промышленность, бизнес-структуры, инвесторы откликнулись очень активно на эту идею. За деньги инвесторов планируется создание необходимой инфраструктуры, в том числе гостиничного комплекса.
Площадка для будущего выставочного комплекса выбрана очень удачно. Близость Москвы, развитая транспортная сеть и инфраструктура облегчают логистику для доставки техники и гостей форума. Для потенциальных покупателей очень удобно, приехав в Москву, в одном месте осуществить и осмотр вооружения и техники, и посмотреть их в деле, а также провести переговоры.
Задачи форума "Армия-2015" и будущего выставочной площадки не ограничиваются только рекламой оружия. Это будет и место для досуга граждан, которые могут не только посмотреть технику, но и, например, поиграть в пейнтбол, покататься на танках, попрыгать с парашютом, полетать на авиационной технике.