Москва. 9 декабря. ИНТЕРФАКС. Рождением "подлинного содружества народов на территории бывшей Российской империи" назвал подписанное в Бресте соглашение министр иностранных дел РСФСР Андрей Козырев, По его словам, в соглашении заложена концепция "общего дома". Иными словами, новое содружество открыто для вступления всех желающих, пояснил он.
По мнению российского министра, в ближайшие дни "должна быть обеспечена цивилизованная передача власти в том, что касается контроля над ядерной кнопкой". Правопреемственность в этом вопросе сохраняется.
Что же касается механизма передачи контроля над "ядерной кнопкой" и того, кто будет теперь этот контроль осуществлять, то, как отметил А.Козырев, эти вопросы будут сейчас решаться путем переговоров. Он исключил возможность какого-либо диктата "с одной или с другой стороны".
MBC более не существует, как не существует более Межгосударственного экономического комитета и других союзных ведомств. Об этом заявил сегодня в Москве пресс-секретарь президента России Павел Вощанов. Он сослался при этом на подписанное в Бресте соглашение, в котором говорится о том, что Союз ССР перестает существовать как субъект международного права. По соглашению, деятельность структур СССР на территории государств, подписавших соглашение в Бресте, прекращается с момента его подписания. Что же касается конкретных вопросов, то они, по словам П.Вощанова, будут обсуждены на встрече Б.Ельцина и М.Горбачева.
П.Вощанов предположил, что Беларусь, Украина и Россия, создавшие Содружество независимых государств, в скором времени могут заключить "отдельное соглашение по армии". Он процитировал шестую статью подписанного в Бресте соглашения. В ней, в частности, говорится: "Государства-члены Содружества будут сохранять и поддерживать под единым командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием". П.Вощанов напомнил в этой связи, что две недели назад Россия и Украина заключили соглашение, в соответствии с которым численность вооруженных сил Украины не может превышать численности российской национальной гвардии, и наоборот. По словам П.Вощанова, члены Содружества будут совместно оплачивать содержание армии.
На вопрос, чем Содружество будет отличаться от Союза-конфедерации, сторонником которой выступал М.Горбачев, П.Вощанов ответил, что "функции Содружества будут более локальными". Однако главное - не в этом. "Горбачевская программа не могла преодолеть противоречий между республиками Союза. По словам Вощанова, Союз "не получался" не потому, что ему кто-то мешал. Проблема в том, что за годы перестройки, особенно после августовского путча, на территории Советского Союза сложились государства с разным политическим строем". По словам П.Вощанова, эти государства по-разному относятся к правам человека, к демократии, к либерализации экономики и внешней торговли. Преодолеть эти различия "оказалось очень и очень сложно". "Горбачев рассчитывал на то, что он обладает такой притягательной силой, которая позволит преодолеть все эти противоречия. Однако этого не произошло".
П.Вощанов подчеркнул, что Россия, Украина и Беларусь при всех имеющихся различиях "государства более однородные по своему политическому строю, по видению перспектив, по отношению к правам человека и демократии". Поэтому им оказалось значительно проще преодолеть существующие различия.
По словам П.Вощанова, в Бресте был сделан первый шаг. Содружество остается открытым для других государств. "Уже есть база и надежная точка опоры, которые позволяют начать действовать хотя бы в границах трех государств - России, Украины и Беларуси." П.Вощанов считает, что вопросом недель и дней является определение того, кто присоединится к Содружеству. По его мнению, "в ближайшее время определит свою позицию Кыргызстан, появится какая-то ясность с Казахстаном". Выражая личную точку зрения, П.Вощанов отметил, что из Закавказских республик "в силу своего геополитического положения ближе всего к Содружеству стоит Армения".
На вопрос о возможности нового путча П.Вощанов ответил, что "не надо думать, что ситуация сейчас такая, как в конце июля этого года, - она кардинально отлична".
Отвечая на вопрос корреспондента "ИФ", существует ли опасность применения силы с чьей-либо стороны в нынешней ситуации, П.Вощанов сказал: "Я думаю, что это исключено".
П.Вощанов уклонился от ответа на вопрос, обсуждали ли руководители Украины, Беларуси и России дальнейшую судьбу президента СССР, сославшись на то, что он не сопровождал Б.Ельцина в Бресте.