Из беседы с вице-канцлером, министром иностранных дел ФРГ Гансом-Дитрихом Геншером 26 октября.
"Горбачев: Я думаю, нам полезно проинформировать друг друга, поскольку вы в последнее время в ходе ваших поездок к нам как-то минуете Москву.
Геншер: Москву миновать нельзя. Однако мы полагаем, что полезно осуществлять контакты и с другими государствами бывшего Союза для того, чтобы не только разъяснять местным руководителям позицию Германии, европейского сообщества, но и в тактичной форме подсказывать, как вести дела в целях сохранения единого государственного образования на территории СССР.
Горбачев: Хорошо, если это так. Надеюсь, что в этой работе у вас не теряется восприятие новизны и взвешенности оценок. Это весьма необходимо в силу быстро меняющейся ситуации в нашей стране...
Вообще у нас сейчас как-то очень много суеты, поспешности, метания из стороны в сторону. Не хватает глубины, взвешенности, серьезного анализа. В экономике это ведет порой к тупиковым ситуациям, а в политике – то к сепаратизму, то к националистическим всплескам.
Геншер: Совершенно верно, господин президент. Беседуя на прошлой неделе в Киеве, я говорил украинским руководителям: У нас в европейском сообществе двенадцать государств, а мы стремимся к созданию общего европейского государства; у нас сейчас двенадцать валют, а мы хотим создать единую общую валюту. Видите, какая разница: Европа стремится к единению, а вы ищете любые предлоги, чтобы разъединяться. Это парадоксально и не может быть ничем оправдано.
Горбачев: Да, это очень показательный пример...
Теперь о другом. Хотел бы спросить вас: Не возникает ли на вашей стороне ощущение, что в связи с глубокими преобразованиями, осуществленными на востоке Европе, кое-кто начинает терять выдержку. Им не терпится то вмешаться, то кое-что "подправить". Говорят уже и об изменении границ, и о переделе некоторых территорий в Европе. Мы считаем эти вещи крайне опасным явлением. Если их решительно не остановить, то они могут разрушить все то, что мы согласовали в "парижской карте".
Геншер: Для немецкой политики вопрос об изменении границ вообще недискутабелен. Посмотрите: недавно в бундестаге проходило голосование по ратификации договоров с Польшей. Были отдельные выступления, в смысле характера границ и прочее, но при голосовании из 600 присутствующих лишь пять (!) депутатов были против. Результат говорит сам за себя.
Горбачев: Ну что же, это прекрасный результат для бундестага и политики Германии.
Хотелось бы только, чтобы вот такие именно результаты учитывали на Западе, когда начинают заниматься вопросами признания суверенитета бывших союзных республик. Ведь надо хорошо представлять себе, что признание тянет за собой вопрос о границах. А внутренние границы между республиками у нас фактически не существуют, они установлены сплошь да рядом на уровне сельсовета или какого-то произвольного волевого решения. Вот, например, в 1954 году решили вдруг, что Украина должна получить выход к морю, и передали ей Крым. А ведь спросите любого русского, каждый скажет вам, что Крым – это испокон русская территория.
В доверительном порядке просили бы вас обратить внимание на два обстоятельства. Первое. В ваших контактах с представителями бывших союзных республик постоянно присутствует, насколько я могу судить из ваших слов, мысль о необходимости сохранения центра. Второе. В настоящий момент, когда мы будем принимать очень радикальные и решительные меры в экономике и политике, крайне необходимо, чтобы западные государства не отходили от согласованных планов оказания эффективной помощи.
Геншер: Хочу сказать вам, господин президент, что мы постоянно напоминаем вашим прежним республикам – нынешним суверенным государствам, что центр им жизненно необходим".
Михаил Горбачев. Собрание сочинений, том 29. Изд-во "Весь мир", 2017 г.