19 октября 1991 года
Хроника последних дней СССР в новостях "Интерфакса"
При содействии Российского
исторического общества
Поделиться:

Михаил Горбачев заявляет о необходимости не допустить разрыва между малой и большой приватизацией

Встреча М.Горбачева с представителями советов трудовых коллективов 19 октября.

"Горбачев: Если мы с вами сегодня не договоримся, ничего не получится. Это никому не нужно, это будет просто болтовня. Вы назовите по пунктам то, что вы считаете нужным здесь, на уровне союзном, а потом – что вместе с согласием республик. Вот это первое.

Голос из зала: Второй вопрос – это оборудование. Значит, если бы сверху вниз шло раскрепощение оборонки даже по всему Союзу, сделать, как рекомендации всем президентам.

Горбачев: То есть, за основу взять ваше предложение?

Голос: Это база, может быть, даже не основа. Короче говоря, отпустите нас на рынок (смех).

Вольский: Что касается оборонки... Вот завод по производству атомных бомб.

Голоса: Не надо, конечно.

Голос: Первое – сами коллективы, что касается приватизации, определяют все формы хозяйствования. Сами! Не надо дяде за них решать. В законах должны быть обязательно учтены правила для этого. Сейчас это, к сожалению, приморожено, даже в российском законе. Трудовой коллектив, чтобы стать свободным в этом вопросе, должен создавать товарищество. Это все заблокировано. А для номенклатуры путь открыт. Чем открыт? Тем, что она может создавать холдинги – прямо в законе написано, – через которые вытягивают все из приватизации. Так что нужен четкий закон. Нужны равные стартовые условия, и коллектив сам определяет формы.

Горбачев: Давайте о приватизации поговорим. Что мы тут имеем? Я вам скажу, чтобы вы знали, что мы все запутались с ней. Первое, я здесь диктую, где мы остановились. Первое – это совет по связи с советом трудовых коллективов при президенте. Второе – отпустить оборонку на рынок. Третье – сами коллективы определяют форму хозяйствования. Короче, коммерциализация – это как первый этап.

Голос: Но, прежде всего, дайте нам – государственным предприятиям – возможность свободно распоряжаться своей продукцией и прибылью. То есть разгосударствление на первом месте, а параллельно мы будем вести приватизацию, то есть акценты надо переместить, иначе наши программы экономической реформы вообще не заработают.

Горбачев: Дайте, я вам еще один забью вопрос, который у нас считается везде – и в теории, и в политике – как исходный и правильный. А я начинаю в нем сомневаться. У нас сказано: начинать надо с малой приватизации, не спешить с большой. Вчера даже я материалы об этом получил. Но я вижу, как только появятся малые частные предприятия (торговля, сфера быта и т.д.), рабочие на государственных предприятиях разнесут правительство.

Голоса: Точно.

Горбачев: И этот ваш разговор еще раз меня убеждает, что если мы только будем заниматься мелкой приватизацией, а это надо делать, но не найдем сейчас, не наработаем дальнейшие шаги... мы в обществе схлопочем ситуацию, которая самая опасная... Вы согласны, что нам нельзя допустить разрыва между малой и большой приватизацией? По крайней мере, правовые основы и для того, и для другого должны быть.

Голоса: Есть власть, есть управленцы, есть производители... Михаил Сергеевич, когда мы собираемся, мы все друг друга понимаем. А дело не идет дальше. Вот в чем основное.

Горбачев: Спасибо. Знаете, то, что вы так рассуждали, у меня самое главное впечатление – значит, мы не пропадем. Я вижу, как вы рассуждаете – мы не пропадем. Может, мы пропадем, но вы уже не пропадете".

Михаил Горбачев. Собрание сочинений, том 29. Изд-во "Весь мир", 2017 г.

Другие новости в этот день 30 лет назад