Москва. 23 сентября. ИНТЕРФАКС. Председатель Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР, председатель Совета Министров РСФСР Иван Силаев ответил на вопросы корреспондентов "Интерфакса" Вячеслава Терехова и радиостанции "Маяк" Валерия Киоса об инциденте, произошедшем в понедельник на заседании правительства России.
ВОПРОС: В чем суть этого инцидента?
И.СИЛАЕВ: Состоялось очередное заседание Совета Министров России. Мы должны были рассмотреть ряд важных вопросов, как например, программа поддержки предпринимательских структур, законопроекты, связанные с реализацией нашей экономической программы. Там было много вопросов.
Однако неожиданно для многих членов правительства и для меня тоже был зачитан документ Комитета по оперативному управлению народным хозяйством, адресованный президенту Борису Ельцину. В нем содержится просьба о приостановке ряда законодательных актов, принятых российском руководством в период путча и в первые дни после него. По мнению Комитета, там есть ряд положений, принятие которых было необходимо в условиях переходного периода, когда не было новых структур. Но неожиданно группой членов правительства этот документ был преподнесен как какое-то противозаконное действие. По моему мнению, некоторые мои коллеги по работе спутали должности Председателя Комитета по оперативному управлению и премьера России. Это и послужило поводом для местного конфликта.
Все это вылилось в то, что мы практически целый день обсуждали вопросы взаимоотношения внутри Совета Министров. Определенное согласие было достигнуто, но окончательное решение по этому вопросу в виде соответствующего документа будет принято 25 сентября во второй половине дня.
ВОПРОС: Затрагивалась ли эта проблема на сегодняшнем заседании Госсовета РСФСР?
И.СИЛАЕВ: Заседание было с большой повесткой дня. Там рассматривались итоги поездки двух президентов Б.Н.Ельцина и Н.Назарбаева в Азербайджан, Армению, Нагорный Карабах. Обсуждалось положение в стране, в России. По просьбе членов Государственного совета я сделал информацию о заседании Совмина России. Я не считаю, что мое сообщение вызвало резкий и острый резонанс.
ВОПРОС: Уже сегодня некоторые депутаты и даже государственные служащие - стали обвинять вас в "предательстве интересов России". Как Вы относитесь к этому обвинению?
И.СИЛАЕВ: Я не удивляюсь, что некоторые депутаты очень склонны на расправу, особенно на словах. Очень быстро многие забывают, где, по какую сторону баррикад находилось российское правительство в дни путча. Но я думаю, что эти горячие головы не только будут сожалеть, но и будут вынуждены извиниться передо мной за такое обвинение. Я не принимаю обвинения в предательстве. Я выполняю поручение двух президентов: российского и союзного. Это не значит, что я "слуга двух господ". Просто я занимаю две важные государственные должности.
Я сожалею, что определенные лица в Совете Министров РСФСР заняли позицию резкой критики и даже обструкционизма в отношении деятельности правительства России. В то же время хочу сказать, что часть критики, прозвучавшей в наш адрес, была справедливой.
И я не считаю, что обращение к Б.Н. Ельцину - это случайность или недосмотр, тем более не считаю его предательством российских интересов.
Должен сказать, что ряд документов, которые мы предлагаем приостановить, были приняты в боевой обстановке, когда отсчет времени шел на часы, а может быть даже на минуты. Некоторые из тех документов уже приостановлены.
И в этом нет ничего особенного. Поэтому обвинение в мой адрес, я воспринимаю как недружелюбный и отнюдь не спонтанный акт в мой адрес.
Должен при этом отметить, что большинство членов правительства остаются верными курсу реформ и против организации шумных шоу. Поэтому я спокоен.
ВОПРОС: Знал ли президент Б.Н.Ельцин о том, что вы поставите вопрос об отмене ранее принятых решений?
И.СИЛАЕВ: Вообще, об этой проблеме было известно еще раньше, когда Ю.Лужков в очень резкой и острой форме заявил об узурпации власти российским руководством. Он потребовал тогда, причем в категорической форме, отмены этих документов.
Что касается последних событий, связанных с заседанием правительства, то, насколько я знаю, президент России попросил, чтобы все это было обсуждено на заседании Госсовета. Я же считаю, что занял правильную позицию. Я защищал и защищаю интересы России и считаю обращение вполне корректным, составленным с полным уважением к президенту России. Хочу добавить, что возмущен такой яростной атакой на меня. Это просто неприлично.