Экс-президент Киргизии специально для проекта "30 лет назад: хроника последний дней СССР":
"Проигрыш путчистов тридцать лет назад до неузнаваемости изменил психологическое состояние в стране. И хотя новоогаревский процесс, целью которого было сохранение Союза, какое-то время продолжался, но он отличался уже как небо и земля, ибо изменился баланс сил в руководстве страны. Рейтинг президента СССР Михаила Горбачева упал до самого низкого уровня, а рейтинг Бориса Ельцина в то же время взлетел, как говорят, до небес.
Изменилось и поведение руководителей бывших еще тогда союзных республик. Инициатива на переговорах перешла к ним от Горбачева, и они уже смотрели не на президента страны, а на президента России.
В допутчевском проекте (Союзного договора – ИФ) они были рады тому, что смогли отторговать себе в новом Союзе возможность иметь полную самостоятельность при решении кадровых вопросов в своих республиках и в проведении экономической политики, а за Центром сохранялось право принятия решений в ключевых сферах внешней и оборонной политики, в достижении научно-технического прогресса.
Вместе с тем с первых же послепутчевских встреч лидеры республик видели роль Центра лишь в виде координационного. Значит, от старого проекта изменения Союза, получившего до путча поддержку республик, остались, как говорят, "ножки да рожки"!
Дальше, вплоть до развала страны, Горбачев вел борьбу за превращение Союза в Демократическую конфедерацию суверенных государств, а лидеры республик – в Конфедерацию демократических суверенных государств. Разница в том, что в формуле Горбачева оставалось какое-то микроскопическое место для Центра и для него самого, а в формуле республик и для Центра, и для Горбачева места уже не было!"