Муфтий Чечни обвинил главу Совета муфтиев РФ в потворстве ваххабизму
Поводом послужила полемика вокруг принятой в августе фетвы об отличиях ислама от ересей и о том, кого считать экстремистами и радикалами
Москва. 30 сентября. INTERFAX.RU - Муфтий Чеченской республики Салах Межиев выступил с резкой критикой главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина после разногласий по поводу фетвы, принятой на прошедшей в августе в Грозном международной исламской конференции.
"Невольно создается впечатление, что вы и возглавляемый вами Совет муфтиев России занимается потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране. Чтобы больше не появлялось в нашей стране таких, как Саид Бурятский (террорист, ликвидированный в 2010 году - ИФ) и ему подобные, давайте без политики и философствований, на языке научных диспутов организуем нашу встречу в удобном для вас формате и выработаем механизм для противодействия экстремистской идеологии, попытаемся обезопасить молодежь России от ее разрушительного влияния", - говорится в заявлении Межиева, которое приводят чеченские СМИ.
Муфтий отметил, что если Равиль Гайнутдин болеет за благо для мусульман, то он мог бы принять активное участие в августовской конференции и услышать доклады известных исламских богословов. "На основании их и научных трудов и была принята фетва. Напомню один факт - некий Саид Бурятский работал в сфере просветительской деятельности Совета муфтиев. Это не упрек, а констатация факта того, что совет фактически мало чем отметился в сфере противодействия экстремизму и профилактики радикализма и терроризма", - говорится в заявлении.
В этой фетве (религиозном предписании) давалось определение ваххабизма и ряда других течений, которые определяются как "заблудшие секты современности", и отделяются от традиционных суннитов. В конце документа подчеркивалось, что фетва является "согласованным решением муфтиев и ученых России и обязательна к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории РФ".
В свою очередь, Гайнутдин заявил в письме Межиеву, которое приводит пресс-служба Совета муфтиев, что фетва могла бы приобрести универсальный характер для всех российских мусульман при существенной доработке на основе широкого обсуждения в богословских изданиях и специализированных религиозных СМИ.
Муфтий обратил внимание на то, что на грозненской конференции международное мусульманское экспертное сообщество было представлено "преимущественно теми регионами, в которых десятилетиями не удается потушить очаги острейших межмусульманских конфликтов, а сами эксперты имели, как чаще всего случается, весьма смутные представления о сути задач, которые стоят перед российскими мусульманами".
По мнению Гайнутдина, фетва во многом приобрела "характер заключительного прокурорского обвинения" в адрес ряда хорошо известных радикальных, экстремистских и террористических течений и сект современного исламского мира. "При этом все они оказались, как говорится, на одно лицо, поскольку все дело свелось фактически к их перечислению без раскрытия внутренней сущности каждого, кто попал в список такого перечисления. А ведь именно этого следовало ожидать от документа, озаглавленного как "Фетва о неотъемлемых признаках отличия истинного ислама от заблуждений", - отметил он, добавив, что в фетве кроется стремление "безапелляционно делить мусульман на своих и не своих".