Законопроект о приземлении зарубежных IT-гигантов - часть международной тенденции, считают российские эксперты
Законопроект об обязательном открытии представительств крупных зарубежных IT-компаний является примером современной международной практики, считает директор АНО "Центр компетенций по глобальной IT-кооперации" Вадим Глущенко.
"На необходимость приземления транснациональных IT-компаний указывает все больше стран. В мире сейчас преобладают два основных подхода к реализации этого требования - это открытие офиса или представительства и взаимодействие с локальными компаниями через представителей, имеющих агентские полномочия", - сказал Глущенко на пресс-конференции, посвященной мировому опыту регулирования глобальных цифровых платформ, прошедшей в четверг в пресс-центре "Интерфакса".
По его словам, все больше государств вводят регулирование деятельности международных IT-компаний, в первую очередь из-за их фактического уклонения от уплаты налогов в странах, где они работают.
Так, в конце 2020 года парламент Турции принял закон, аналогичный внесенной ранее в Госдуму инициативе о "приземлении" интернет-гигантов в России. Согласно введенным нормам, до 95% трафика компаний, не исполняющих местное законодательство, может быть заблокировано на территории Турции.
В то же время представительства на своей территории такие компании обязывает открывать Ирландия. Благодаря наличию полноценных юридических лиц Google, Facebook и Twitter государство способно добиваться от компаний соблюдения национального законодательства, отметил Глущенко.
Глава рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере Интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов также подчеркнул необходимость открытия полноценных филиалов зарубежных интернет-гигантов в России - без них привлечение компаний к ответственности крайне затруднено.
"Вы еще попробуйте получить эти штрафы при том, что нет никаких представительств, никаких юридических лиц на территории РФ, и потом вопрос исполнения этих судебных решений, если они будут, не такой очевидный", - сказал Виноградов.
Также, по его словам, подобное регулирование необходимо для создания равных условий работы для российского и иностранного IT бизнеса.
В свою очередь соавтор обсуждаемой инициативы, глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил, что в отсутствие законодательного регулирования такие компании просто отказываются взаимодействовать с российскими властями.
"К сожалению, попытки наладить с IT-гигантами какой-то диалог вне рамок правового поля и обязательств, установленных законом, у нас не получается в настоящий момент. Очень показательна ситуация вокруг сети Twitter, которая на протяжении длительного времени не просто отказывалась от исполнения требований Роскомнадзора по удалению запрещенного контента, но вообще не реагировала на какие-либо официально направленные запросы. Более 24 тыс. требований РКН было внесено", - сказал Хинштейн.
Он добавил, что из 20 приглашенных на обсуждение законопроекта в первом чтении, которое должно пройти на заседании комитета уже в пятницу, готовность принять в нем участие подтвердил пока только AliExpress. Депутат напомнил, что инициативу планируется окончательно принять уже до конца текущей сессии.
В то же время, по мнению Хинштейна, законопроект уже в редакции первого чтения не содержит невыполнимых требований к крупному IT-бизнесу.
"В первоначальной редакции там было много других дополнительных требований. Были, например, предложения открытия в обязательном порядке счетов в российских банках, но мы пришли к пониманию, что они заведомо этого не будут делать - им это невыгодно, неудобно. Зачем нам изначально ставить людей в позицию неисполнимости требований?", - подчеркнул Хинштейн.
Участники встречи сошлись во мнении, что наиболее чувствительными санкциями для зарубежных IT-гигантов должны стать не налагаемые на них судами многомиллионные штрафы, а постоянное сокращение прибыли от рекламы, неизбежно следующее за ограничением трафика или прямым запретом на ее размещение.
"Для IT-гигантов наряду с репутационными рисками самые ощутимые - потеря или снижение объема прибыли, которая сегодня только возрастает. Не сомневаюсь в том, что Twitter сменил гнев на милость и снизошел до выполнения требований российской стороны не в силу внезапно проснувшегося самосознания, а по причине замедления трафика, который ударил по объему рекламы. Оно коснулось в первую очередь визуальной составляющей - картинок и видеоконтента. Реклама связана в первую очередь с визуальным эффектом, поэтому, это наши экспертные оценки, нет сомнений, что объем рекламы сократился", - сказал Александр Хинштейн.
Законопроект был внесен в Госдуму 21 мая группой членов комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи во главе с председателем Хинштейном, а также сенатором Алексеем Пушковым.
Документом (1176731-7) предлагается обязать иностранные IT-компании с ежедневной аудиторией в РФ от 500 тыс. человек создавать в России полноценные представительства (филиалы), которые смогут нести ответственность за нарушения технологическими гигантами российского законодательства, взаимодействовать с госструктурами, а также ограничивать распространение в РФ нарушающей российское законодательство информации.
Собственный филиал, отделение или юридическое лицо в России должны будут открыть все зарубежные владельцы сайтов, информационных систем и программ, подпадающие под один из четырех критериев: они распространяют информацию на русском языке или языках народов РФ, ориентированную на россиян рекламу, обрабатывают сведения о пользователях из РФ или получают денежные средства от российских граждан и юрлиц, следует из текста законопроекта.
Также инициатива предполагает ряд "мер понуждения", прежде всего, экономических, за неисполнение компаниями новых норм: маркировка их сайтов в поисковых системах информацией о неисполнении законодательства, исключение из выдачи поисковиков, запрет на рекламу ресурсов-нарушителей в России и на размещение на данных сервисах рекламы, ориентированной на россиян. Среди более жёстких мер - включение в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, прием платежей физических и юридических лиц, а также частичная и полная блокировка ресурсов на территории России.
Эти же меры предлагается применять за нарушение ряда старых требований, для которых в настоящий момент установлены лишь штрафы и возможность блокировки: за цензуру в интернете, неудаление противоправного контента и несоблюдение нормы о локализации персональных данных россиян в РФ.