Крашенинников считает, что выделение апелляции и кассации в отдельные суды повысит беспристрастность судебной системы
Глава думского комитета рассказал о вступлении в силу с 1 октября закона о реформировании судоустройства, в том числе о начале работы надрегиональной сети апелляционных и кассационных судов
Москва. 24 сентября. ИНТЕРФАКС - Реформа судоустройства, вступающая в силу с 1 октября 2019 года, поменяет порядок рассмотрения дел судами общей юрисдикции, в том числе по нарушениям на выборах, заявил председатель комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников.
"Теперь у нас дела важные, например, серийные убийцы, теракты либо дела, связанные с выборами, по первой инстанции будет рассматривать суд субъекта, дальше вступает в силу апелляционный суд, дальше - кассационный суд", - сказал он на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакс" во вторник.
С 1 октября 2019 года дела, которые рассматриваются в первой инстанции в районном суде, на кассацию будут уходить в новые надрегиональные кассационные суды, а дела, которые в первой инстанции рассматриваются в суде субъекта РФ, на апелляцию будут уходить в новые апелляционные суды, на кассацию - также в новые кассационные суды, отметил Крашенинников.
До 1 октября текущего года дела, которые в первой инстанции рассматривались в районном суде, в апелляционной и кассационной инстанциях рассматривались в суде субъекта РФ. Если дело относилось к категории дел, которые в первой инстанции рассматривались в суде субъекта РФ, то в апелляционной и в кассационной инстанции - в Верховном суде.
Закон о реформировании судоустройства был принят Госдумой летом 2018 года и должен вступить в силу с 1 октября 2019 года. Новые правила касаются системы судов общей юрисдикции, где создаются отдельные апелляционные и кассационные суды. Ликвидируется ситуация, когда апелляционные и кассационные жалобы и представления рассматриваются в том же суде областного звена, который слушал дело в качестве первой инстанции.
"Если мы работаем вместе в разных отделах, мы все равно общаемся, у нас один руководитель, и хочешь-не хочешь беспристрастность и объективность теряются. Я хорошо отношусь к большинству судей, но система такая. Когда мы выделяем (в отдельные суды) апелляцию и кассацию и говорим, что это разные суды, разные процедуры, то, на мой взгляд, это более объективно и более беспристрастно", - сказал Крашенинников.
"Это с точки зрения системы - это более правильно. То, что мы - и страна и общество - до этого дозрели, это очень хорошо. Я считаю, что система начнет работать лучше", - сказал он.
Закон предусматривает создание до 1 октября 2019 года пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. Первые разместятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Вторые - в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово, Владивостоке.
В ходе пресс-конференции Крашенинников также выступил против изменения основных положений действующей Конституции РФ, но не исключил изменений норм, касающихся структуры органов власти.
"Прямо в Конституции написано, что можно менять только на референдуме. Вот ответ уже есть, и я тоже очень сильно к этому склоняюсь и придерживаюсь. Изменяя любую букву Конституции, мы сильно меняем и любые отрасли законодательства - уголовное, гражданское, трудовое и так далее", - сказал Крашенинников.
"Я сторонник того, чтобы Конституцию не менять. Если у нас есть какие-то вопросы, связанные со структурой органов власти, но это не глава вторая, мы, наверное, можем над этим работать", - сказал он.
По его словам, то, что эти вопросы дискутируются и "не под ковром делаются" - это признак цивилизованного общества.
Действующая Конституция, по его словам, сейчас является универсальным документом, на который можно опираться. "Документ невероятно свежий, каждый день удивляешься этому", - сказал Крашенинников.
"Моя позиция - если что-то трогать, то конечно не главу вторую", - сказал он.
"У нас в Конституции есть глава 2, посвященная правам и свободам человека, где есть и презумпция невиновности, и норма о том, что закон не имеет обратной силы, чего, кстати говоря, в советских конституциях не было", - сказал он.
Кроме того, Крашенинников назвал "безобразием" идею формировать "черные списки" судей, которую предложил бизнес-омбудсмен Борис Титов.
"Я считаю, что это безобразие. Если мы начнем составлять черные списки по профессиям, это неправильно", - сказал Крашенинников.
Он отметил, что, если есть какие-то задокументированные и доказанные истории по конкретному судье, "надо все эти документы подавать, есть квалификационные коллегии, которые могут это рассмотреть с точки зрения регламента, и таких дел достаточно много".
"Формировать какие-то "черные списки" - это, я считаю, безобразие, и отношение к правосудию так демонстрировать нельзя", - сказал он.
По его словам, это роняет тень на другие инициативы, которые есть в сфере судоустройства. "Ну, надо держать себя в руках и в рамках...", - сказал Крашенинников.
При этом он отметил, что хорошо знаком с Титовым и имеет хорошие отношения, но в данном случае не согласен с ним.
Бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов ранее предложил создать "черный список" российских судей для экспертной оценки судебных решений. "Мы намерены создать "черный список" российских судей. Будет создана специальная экспертная группа, которая будет оценивать судейские решения", - написал Титов 18 сентября в своем аккаунте в Facebook.
Также Крашенинников заявил, что до конца года планируется определиться с вопросом о том, будет ли введена оплата труда адвокатов через "гонорар успеха".
"Гонорар успеха" должен быть, в противном случае он существует, но только втёмную, это проходит мимо адвокатской кассы, мимо бюджетной кассы", - сказал Крашенинников.
Он отметил, что любые теневые средства порождают за собой целый хвост всяких дел, в том числе криминальных.
Крашенинников сказал, что по данному вопросу есть разные точки зрения. "Часть правоохранительных органов категорически против", - отметил он.
"По "гонорару успеха" все еще впереди, я думаю, к окончанию этого года мы определимся", - сказал он.
"Лично я не как председатель (комитета Госдумы. - ИФ), а как юрист считаю, что "гонорар успеха" возможен, в противном случае это все будет плохо сказываться на судебной системе", - сказал Крашенинников.