Формирование городских округов в Подмосковье продиктовано стремлением к эффективности управления
Число муниципалитетов в Московской области, инициировавших создание на их территории городских округов, будет расти, при этом местные власти сами будут определять новые составы территориальных администраций
Москва. 3 марта. ИНТЕРФАКС - Основная цель проводимой в Московской области муниципальной реформы состоит не в консолидации местных бюджетов, а в повышении эффективности самоуправления, заявил зампред правительства региона Александр Костомаров.
"Часто нас упрекают в том, что вся эта реформа якобы затеяна ради бюджетов сельских поселений. Все это не совсем верно, для нас основная цель - в повышении эффективности (управления. - ИФ)", - сказал А.Костомаров на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в пятницу.
Зампред добавил, что с реформированием муниципального района в городской округ эффективность управления повышается сразу в нескольких сферах. Например, исчезает дублирование функций между районом и поселениями в части управления подведомственными учреждениями.
При этом А.Костомаров назвал районы региона, в которых уже идет процесс формирования городских округов, не исключив, что к муниципальной реформе могут подключиться и другие территории Московской области.
"Сейчас преобразования происходит в этих территориях, в них есть инициатива, и процесс преобразования находится в активной фазе. Там идут обсуждения, идут советы депутатов, идет публичная дискуссия, публичные слушания", - сказал А.Костомаров.
Процесс изменения территориальной системы местного самоуправления происходит на территории Коломенского, Можайского, Наро-Фоминского, Ступинского, Сергиево-Посадского, Талдомского, Чеховского районов, а также в городском округе Орехово-Зуево, к которому планируют присоединить три поселения Орехово-Зуевского района.
"Мы каждый раз оцениваем эффективность преобразований, и каждый раз, анализируя после преобразования, мы убеждались, что это верный путь", - добавил зампред.
Он добавил, что пока неизвестны конкретные сроки окончания муниципальной реформы в Московской области, так как инициатива создания на территории районов городских округов исходит от муниципальных властей.
"Дело в том, что никаких конкретных планов и тем более установок о том, что все должны преобразоваться, у нас нет. Все инициативы идут непосредственно от органов местного самоуправления. Мы никого не заставляем его инициировать (процесс реформирования. - ИФ), но я предполагаю, что, наверное, такие инициативы будут появляться с течением времени", - сказал А.Костомаров.
В настоящий момент в Подмосковье 47 городских округов и 21 муниципальный район - в сумме 68 муниципальных образований первого уровня. В 2013 году в регионе было 72 муниципальных образования: по 36 городских округов и районов.
По словам вице-премьера области, представители муниципальных властей при преобразовании районов в городские округа будут сами определять новые составы территориальных администраций.
"Определяет численный и уж тем более качественный состав городской округ, совместно с главами, депутатами и сельскими поселениями... Именно на месте люди распределяют свои полномочия, обязанности и определяют, как им будет эффективнее управлять муниципальным хозяйством.
Он привел в пример ситуацию, когда во вновь сформированном подмосковном городском округе одним из заместителей главы, начальником территориального управления стал бывший глава сельского поселения.
"В этом и есть повышение эффективности", - отметил зампред.
При этом сокращения в связи с формированиями городских округов на территории районов в Подмосковье касаются в основном сотрудников "вспомогательных служб", сообщил А.Костомаров.
"Сокращения чаще всего касаются так называемых вспомогательных служб: бухгалтерии, отделов кадров и так далее, а непосредственно сотрудники, занимающиеся в сфере управления, - они всегда остаются востребованными", - сказал А.Костомаров.
Он отметил, что власти Подмосковья призывают коллег из муниципалитетов позаботиться о сотрудниках, которые попадают под сокращения и содействовать их трудоустройству.
"За все время, которое прошло, за два года активных преобразований ни одной жалобы, что люди потеряли работу, у них осложнилась жизнь, не было", - добавил зампред.
А.Костомаров также не считает целесообразным вводить понятие "муниципального округа".
"Уже существует система организации местного самоуправления, и вводить новую форму в данном случае, наверное, исключительно под потребность, я считаю, нецелесообразно", - сказал он.
По мнению зампреда, форма "муниципальный округ" не несет никаких качественных изменений для граждан, поэтому ее введение не слишком оправдано.
Кроме того, по словам А.Костомарова, изменение формы организации местного самоуправления в подмосковных муниципалитетах не может отразиться на строительных регламентах.
"Строительство регламентируется нормативными актами, такими, как Градостроительный кодекс, генеральный план, правила землепользования. Во всех этих нормативных документах существуют виды использования земель. Если земля в Шаховской сельскохозяйственная - как на ней можно построить высотку? Никак", - сказал А.Костомаров.
Перевод земли из одного вида разрешенного использования в другой не зависит от формы организации местного самоуправления, пояснил зампред.
"Например, Павшинская пойма находилась на территории муниципального района, что не помешало вырасти каменным джунглям", - отметил А.Костомаров.
Он добавил, что создание городских округов не может стать причиной вырубки леса.
"Лесфонд охраняется еще сильнее. Оттого что муниципалитет вдруг стал не районом, а городским округом, дровосеки не придут", - сказал зампред.
Кроме муниципальной реформы в правительстве Московской области обсуждается возможность увеличения территории городов, развитие которых затруднено в существующих границах, а также слияния населенных пунктов с общей инфраструктурой, сообщил А.Костомаров.
"У нас сейчас находится в процессе обсуждения еще несколько возможных преобразований, в частности увеличение территорий для городских округов, которые "зажаты" в своих границах и не могут развиваться, потому что у них нет земельных возможностей. Либо это уже смешение городских округов и части сельских поселений, когда население переплетено, и оно использует одну инфраструктуру", - сказал А.Костомаров.
В качестве примера зампред привел ситуацию в Орехово-Зуевском районе, где в настоящий момент идет процесс присоединения к городу Орехово-Зуево трех поселений, поскольку эти населенные пункты имеют общую инфраструктуру.
По словам А.Костомарова, с 2013 года четыре подмосковных муниципалитета были присоединены к другим территориям.
Он также заявил, что в подавляющем большинстве муниципальных образований Московской области доступны услуги многофункциональных центров.
"Почти во всех поселениях существуют МФЦ, которые обеспечивают получение всего комплекса услуг как государственного, так и муниципального уровня. Они действуют по принципу одного окна", - сказал А.Костомаров.
По словам зампреда, обеспеченность услугами МФЦ в поселениях Подмосковья составляет 99,59%. Многофункционального центра поселенческого уровня нет только в Серпуховском районе.
В презентации, сопровождавшей его выступление, уточняется, что на территории региона 1727 окон МФЦ.