Сапар Исаков: взаимоотношения с РФ имеют для нашей страны стратегическое значение
Руководитель отдела внешней политики аппарата президента Киргизии рассказал о нынешнем состоянии и перспективах сотрудничества двух стран
Москва. 30 января. INTERFAX.RU - В марте 2017 года исполняется 25 лет со дня установления дипломатических отношений между Кыргызстаном и РФ, за эти годы страны создали солидную договорную базу как для развития двустороннего сотрудничества, так и для взаимоотношений на многосторонней основе. Руководитель отдела внешней политики в ранге заместителя руководителя аппарата президента Кыргызстана Сапар Исаков ответил на вопросы "Интерфакса" о нынешнем состоянии и перспективах сотрудничества Кыргызстана и Россией, а также на ряд других актуальных вопросов.
- Сапар Джумакадырович, как развивались отношения Кыргызстана и РФ в прошедшем году? Как сказалась на уровне взаимоотношений денонсация соглашений по строительству Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1?
- Взаимоотношения с Российской Федерацией имеют для нашей страны стратегическое значение во всех сферах жизнедеятельности. Россия является основным торгово-экономическим партнером Кыргызстана, кроме того мы на постоянной основе взаимодействуем по вопросам военно-технического сотрудничества. И, конечно, учитывая культурные и исторические связи, мы значительное внимание уделяем культурно-гуманитарному взаимодействию между нашими народами. В прошедшем году мы активизировали сотрудничество в торгово-экономической сфере с учетом интеграционных процессов.
В 2016 году, в рамках участия в заседании Совета глав государств СНГ, Кыргызстан посетил президент РФ Владимир Путин, также Кыргызстан дважды посещал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, в том числе с официальным визитом. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев дважды с рабочими визитами побывал в Российской Федерации.
В ходе встреч главы государства с руководством России обсуждался весь спектр вопросов двустороннего сотрудничества. При этом стороны еще раз подтвердили стратегический характер взаимоотношений, построенный на союзничестве и взаимной выгоде.
При этом считаю, что прекращение реализации проектов строительства Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС (соглашения были денонсированы в январе 2016 года - ИФ) несущественно повлияло на взаимоотношения с Российской Федерацией. В данном вопросе мы исходили из необходимости скорейшей реализации данных проектов, которые для нас имеют приоритетное значение.
- Рассматривает ли кыргызская сторона новые возможности сотрудничества с РФ в энергетической сфере?
- На сегодняшний день мы активно работаем с российской стороной в вопросах топливно-энергетического сектора.
Компанией "Газпром" в Кыргызстане развернута полномасштабная работа по модернизации и расширению газотранспортной системы. Газификация страны даст значительный эффект как в экономическом плане, так и в социальной сфере.
Одновременно 6 июня 2016 года в Бишкеке было подписано соглашение между правительством Кыргызстана и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, которое урегулировало беспошлинную поставку нефтепродуктов из России в Кыргызстан.
- Какие направления сотрудничества с РФ кажутся вам перспективными в 2017 году? Есть ли какие-либо новые инициативы и проекты, в том числе по промышленной кооперации в сфере ВТС? А также промышленной кооперации в рамках членства стран в ЕАЭС?
- С учетом членства Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе видится необходимым основной упор сделать на сотрудничестве в сфере торговли и привлечении инвестиций из Российской Федерации.
В этом контексте важно активизировать поставки сельхозпродукции на рынок Российской Федерации, как овощей и фруктов, так и переработанной продукции. В отличие от Казахстана, Россия открыла свой рынок для наших производителей животноводческой продукции. И в настоящее время около 20 предприятий из нашей страны имеют соответствующие сертификаты качества и могут поставлять свою продукцию на рынок ЕАЭС. При этом нам необходимо наращивать объемы поставляемой продукции без ущерба их качеству.
Необходимо также активизировать сотрудничество в швейной промышленности. За годы независимости кыргызские швейники устойчиво занимают ведущие позиции на рынке России. Данная тенденция должна сохраняться. Кроме того, среди приоритетных секторов экономики считаю необходимым наладить сотрудничество в обрабатывающей промышленности, горнодобывающей и металлургической промышленности, транспорте, развитии инфраструктуры и т.п.
Что касается военно-технического сотрудничества, то в данном направлении у нас сохранились определенные связи со времен Советского Союза. Предприятия, занятые в оборонной промышленности, заключают определенные контракты и работают с российскими заказчиками. В этом направлении есть видимые перспективы, которые, несомненно, надо развивать.
- Расскажите об условиях пребывания в КР объединенной российской военной базы, соглашение о которой начинает действовать с 29 января 2017 года? Президент Атамбаев заявил в декабре 2016 года, что по истечении срока соглашения, то есть через 15 лет, база может покинуть территорию КР, что вызвало неоднозначную реакцию экспертов. Какими вам видятся перспективы сотрудничества КР и РФ в военной сфере и в области обеспечения безопасности?
- Российская объединенная военная база на сегодняшний день располагается на территории Кыргызской Республики в соответствии с соглашениями о российских военных объектах, подписанными до 2003 года (Соглашения от 1993, 1994, 1995, 1997 гг.), и соглашением между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы от 2012 года. Соглашение от 2012 года упорядочивает взаимоотношения между нашими странами по пребыванию всех российских военных объектов на территории Кыргызстана.
В статье 4 соглашения от 2012 года обозначена цель пребывания российских военных объектов на нашей территории, согласно которой они призваны обеспечить совместно с Вооруженными силами Кыргызской Республики защиту суверенитета и безопасности КР, включая противодействие актам вооруженного нападения со стороны международных террористических формирований.
При подписании в 2012 году соглашения об объединенной российской военной базе кыргызская и российская стороны договорились, что соглашения, подписанные до 2003 года, действуют до истечения срока, на который они были подписаны, то есть до конца января 2017 года, после чего полноценно вступает в силу соглашение от 2012 года. Данное соглашение вступает в силу 29 января 2017 года и действует в течение 15 лет, и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из сторон не пожелает выйти из него.
Действительно, глава государства сказал о необходимости рассмотреть вопрос о дальнейшем пребывании объединенной российской военной базы на территории Кыргызской Республики по истечении срока действия соглашения от 2012 года. При этом президент подчеркнул, что республика должна стремиться самостоятельно обеспечивать свою обороноспособность и безопасность. В этом направлении ведется достаточно активная работа. Так, за прошедшие 5 лет была осуществлена кардинальная реформа Вооруженных Сил Кыргызской Республики, ведется работа по перевооружению армии и т.д.
Одновременно военно-техническое сотрудничество с РФ должно развиваться независимо от пребывания российских военных объектов. Сегодня все больше усиливается террористическая угроза. Процессы, происходящие на Ближнем Востоке и у границ Центральной Азии, создают предпосылки к более тесному сотрудничеству в сфере безопасности, в том числе и с Российской Федерацией.
- Кыргызстан почти полтора года является членом ЕАЭС, но пока это не принесло видимых позитивных результатов экономике страны. Каковы, на ваш взгляд, перспективы участия в объединении, и не может ли возникнуть такая ситуация, что если и далее не будут решаться проблемные вопросы, республика покинет Союз?
- Вхождение в ЕАЭС было обусловлено необходимостью развития производства в Кыргызстане и увеличения нашего экспортного потенциала с учетом достаточно большого рынка ЕАЭС, а также облегчения условий пребывания наших трудовых мигрантов. При этом мы всегда открыто говорили, что первые годы будут достаточно непростыми для нашей экономики, так как нам нужно было перестраивать ее с учетом реалий ЕАЭС.
За годы независимости у нас недостаточное внимание было уделено ветеринарному и фитосанитарному контролю, и это мы сейчас ощущаем.
Однако хотел бы заметить, что за достаточно короткий период времени нам удалось осуществить комплекс мероприятий по модернизации ветконтроля и выйти на стандарты Союза, о чем есть соответствующее заключение Евразийской экономической комиссии и российских специалистов.
К сожалению, еще не все партнеры по союзу готовы к открытой конкуренции в рамках объединения. В этой связи пока не снят ветеринарный контроль с Казахстаном и не признается наша система ветконтроля. По этой же причине есть вопросы к фитосанитарному контролю.
При этом я далек от мысли выхода Кыргызстана из ЕАЭС. Данное объединение достаточно молодое, и понадобится определенное время, чтобы страны "притерлись" друг к другу. Но уже сейчас очевидно, что пока не будут сняты все внутренние барьеры и изъятия, ЕАЭС не сможет конкурировать на мировом рынке.
- Прошедший в Санкт-Петербурге 26 декабря 2016 года саммит показал, что не все так однозначно в ЕАЭС. Президент Алмазбек Атамбаев заявил, что негативных моментов участия КР довольно много, лидер Белоруссии не приехал на встречу. В целом, на ваш взгляд, каковы перспективы существования ЕАЭС?
- Как я до этого говорил, для успешного развития и функционирования Союза его члены должны устранить все внутренние барьеры и изъятия. Нам необходимо научиться договариваться между собой. При этом нормы и правила, принятые в ЕАЭС, должны применяться ко всем одинаково.
К примеру, во всех странах союза разная ситуация с ветеринарным контролем и каждая страна сама должна обеспечивать безопасность экспортируемой на рынок Союза продукции с учетом определенных стандартов по ветеринарному контролю. Так записано в правилах Союза. Однако в отношении Кыргызстана это правило не действует, хотя минимальные требования мы выполняем.
Успех интеграционных процессов заключается в единообразном применении правил игры ко всем без исключения. Конечно, каждый пытается защитить себя в конкурентной борьбе за рынок, но это правила рыночной экономики и их надо соблюдать, а не пытаться различными способами строить барьеры. И такого рода барьеры не дают оснований полагать, что будущее союза будет успешным.
- В конце декабря 2016 года состоялся рабочий визит президента Атамбаев в Узбекистан. Одним из самых сложных вопросов в отношениях стран является наличие приграничных проблем. Каким может быть путь решения вопросов в определении линии границы, из чего будут исходить стороны, приступая к решению?
- Да, на сегодняшний день у Кыргызстана есть весьма сложные вопросы относительно границ. Поэтому решение вопросов делимитации и демаркации государственных границ Кыргызской Республики является одним из приоритетов политики государства. О значимости этих вопросов для Кыргызстана можно судить и по учреждению в рамках правительства специальной должности – специального представителя правительства по вопросам государственных границ. Руководство страны на сегодняшний день хорошо осведомлено о существующих проблемах и выражает политическую волю для их разрешения.
Это сложный клубок вопросов, который достался в наследство от истории. Есть вопросы, неразрешенные предыдущими властями КР, а есть и такие вопросы, которые остаются нерешенными со времен Советского Союза. Понимаете, границы – это очень чувствительная тема. Речь идет не о километрах или метрах границы, в каждом случае речь идет о судьбах людей, живущих на этой территории, или выращивающих урожай, или пасущих свой скот. В некоторых приграничных селах дома граждан двух приграничных стран стоят в шахматном порядке. И решение этих проблем будет вестись с учетом как интересов этих лиц, так и с учетом интересов государства в целом.
Важно отметить, что решение вопроса государственной границы дает стране перспективу динамичного развития, так как в будущем исключаются те или иные конфликты на границе, которые могут негативно сказаться на всем спектре отношений с соседними странами, в том числе по вопросам торгово-экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества и т.д.
Хотел бы отметить, что в процессе переговоров по границе не может быть проигравших или победителей. Стороны должны вести переговоры на конструктивной основе, избегать ультиматумов, идти на взаимовыгодные уступки и даже принимать нестандартные решения. Уверен, что данный подход будет наиболее плодотворным и позволит решить раз и навсегда вопрос государственной границы.
- На чем будут сосредоточены основные ориентиры во внешней политике Кыргызстана в 2017 году?
- Внешняя политика, как и ранее, будет нацелена на поддержание благоприятных внешних условий для устойчивого социально-экономического развития страны. В целом будет продолжена работа по продвижению отечественных товаров на рынки других стран, привлечению инвестиций в Кыргызстан, защите прав и интересов граждан Кыргызстана за рубежом.
Могу сказать, что нас ожидает насыщенный год в сфере внешней политики.
Кыргызстан стал председателем в органах управления Евразийского экономического союза, данное обстоятельство предполагает проведение в республике ряда мероприятий, в том числе проведение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, Межправительственного Евразийского экономического совета на уровне глав правительств и заседаний Совета Евразийской экономической комиссии на уровне вице-премьер-министров. Председательство в Союзе дает определенные возможности, в том числе по определению основных ориентиров деятельности организации в текущем году. В этой связи видится необходимым нацелиться на дальнейшую работу по устранению барьеров в Союзе, а также провести работу по укреплению бизнеса в ЕАЭС.
В текущем году в Кыргызстане также состоится Саммит по сохранению снежного барса и Саммит совета сотрудничества тюркоязычных государств.
Как и прежде мы выступаем за углубление взаимовыгодных отношений с нашими соседними странами. За последнее время нам удалось сделать своеобразный прорыв во взаимоотношениях с Узбекистаном. Полагаю, что в данном направлении есть значительный потенциал, который следует использовать во благо наших народов.
Стратегическими партнерами для нас остаются Россия и Китай, с которыми поддерживаются тесные контакты по всем направлениям двустороннего взаимодействия.
В настоящее время у нас наладился устойчивый политический диалог с Европой и США. Активизировались контакты с арабскими странами, странами Юго-Восточной Азии.
По итогам государственного визита президента КР Атамбаева в Индию в декабре 2016 года достигнуты важные договоренности. Есть конкретные планы по дальнейшему развитию сотрудничества с Ираном, Японией, Республикой Корея.
Также будет продолжена активная работа с международными и региональными организациями.