Александр Кинщак: Говорить о наличии скрытых планов обеспечить долгосрочное военное присутствие РФ в Сирии неуместно

Посол России в Сирийской арабской республике ответил на самые актуальные вопросы о ходе и планах операции российских ВКС

Александр Кинщак: Говорить о наличии скрытых планов обеспечить долгосрочное военное присутствие РФ в Сирии неуместно
Александр Кинщак: Говорить о наличии скрытых планов обеспечить долгосрочное военное присутствие РФ в Сирии неуместно

Москва. 8 февраля. INTERFAX.RU - Посол России в Сирийской арабской республике Александр Кинщак в преддверии Дня дипломатического работника дал эксклюзивное интервью дипломатическим корреспондентам "Интерфакса" Ольге Головановой и Веронике Вишняковой, в котором ответил на самые актуальные вопросы о ходе и планах операции российских ВКС, рассказал о ВТС с Дамаском и плане контактов с сирийским руководством, прокомментировал слухи о планах создания авиабаз США и России на северо-востоке страны, дал оценку ситуации на турецко-сирийской границе, рассказал, с кем координирует свои действия Россия в Сирии и заявил, чем чревата возможная наземная операция Саудовской Аравии и Турции в этой стране.

- Александр Александрович, разрешите Вас поздравить с наступающим Днем дипломатического работника! Как Вы оцениваете условия по обеспечению безопасности российского посольства в Дамаске и в целом российских граждан в Сирии, есть ли планы повышения мер безопасности?

- Спасибо за поздравления. Надеемся, что в этом году нам ничто не помешает нормально отметить профессиональный праздник. Тем более, что безопасность российского посольства в Дамаске, на мой взгляд, обеспечена на необходимом уровне. Этим вопросам, что естественно для любой «горячей точки», уделяется особое внимание. Мы внимательно отслеживаем ситуацию, анализируем все риски, учитываем характер и опасность существующих угроз и предпринимаем исчерпывающие меры для обеспечения надежной защиты дипмиссии и ее сотрудников. Оказываем необходимое содействие нашим компаниям, имеющим свои представительства в Сирии, а также командируемым в страну членам официальных делегаций, журналистам и бизнесменам. При этом тесно взаимодействуем с сирийскими силовыми структурами, которые оперативно и с полным понимаем реагируют на наши обращения в этой связи.

Что касается ситуации с обеспечением безопасности проживающих в Сирии российских граждан (речь, прежде всего, идет о членах смешанных семей), то она непростая. Большая часть наших соотечественников, которые не уехали из страны из-за гражданского конфликта, как мы понимаем, проживает на относительно безопасных территориях, находящихся под контролем правительственных сил. Ситуация там, если сравнивать с районами, где хозяйничают боевики, конечно, лучше. Но даже в Дамаске и его пригородах имеются серьезные риски попадания в зону совершения терактов, боестолкновений или под ракетно-минометный обстрел. Поэтому МИД России настоятельно рекомендует воздерживаться от поездок в Сирию по частным делам. А сограждан, приезжающих сюда в силу острой служебной необходимости, мы призываем проявлять максимальную осторожность и осмотрительность, а также поддерживать контакты с Посольством.

- Уже почти полгода российской операции по борьбе с ИГИЛ. Как долго она может продлиться? Россия и Сирия подписали соглашение, согласно которому военное базирование РФ в Сирии не ограничено по времени, то есть оно носит бессрочный характер. Означается ли это, что Россия, так сказать, пришла в Сирию если не навсегда, то надолго?

- Действительно, операция ВКС России в Сирии идет уже пятый месяц. Жесткие временные рамки ее проведения не устанавливались. Представители российского руководства неоднократно заявляли, что она будет продолжаться вплоть до выполнения главной задачи – разгрома во взаимодействии с сирийскими правительственными силами всех террористических группировок в этой стране, но должна быть осуществлена в короткие сроки. Я не думаю, что в данном случае уместно говорить о наличии скрытых планов обеспечить наше долгосрочное военное присутствие в Сирии. Во всяком случае, это уже неоднократно опровергли российские официальные должностные лица, уполномоченные комментировать эту тему. По завершении своей миссии наша боевая авиация и приданные ей силы вернутся на Родину.

- Не так давно в некоторых СМИ появилась информация о том, что Россия и США создают военные базы на северо-востоке Сирии у границы с Турцией на расстоянии порядка 50 км друг от друга. Насчет США были "утечки" с пояснениями, что речь идет о взлетно-посадочной полосе. Правда ли это? И что насчет слухов о новой авиабазе РФ?

- Опять мне приходится рассуждать на тему, которая относится к ведению нашего оборонного ведомства. Могу повторить лишь то, что было сказано на одном из брифингов в Минобороны России. Смысл ответа на данный вопрос, как я его запомнил, сводился к тому, что наша военная группировка в Сирии не нуждается в дополнительных аэродромах, поскольку базирующаяся под Латакией российская боевая авиация с учетом небольшой площади страны может эффективно работать на всей ее территории.

Что касается американцев, то, действительно, есть сведения о том, что они, возможно, планируют создать небольшую авиабазу на северо-востоке Сирии, для чего будет расширена взлетно-посадочная полоса одного из находящихся там сельскохозяйственных аэродромов. Со своей стороны, не могу данную информацию ни подтвердить, ни опровергнуть, тем более, что представители США уклоняются от официальных комментариев на этот счет.

- Россия поддерживает правительство Сирии в его борьбе с терроризмом. Одной из форм поддержки являются поставки вооружений и военного оборудования. На какой основе это делается: коммерческой или безвозмездной? Намерена ли Москва интенсифицировать ВТС с Дамаском?

- Россия осуществляет поставки вооружений и военного имущества в Сирию на законных основаниях и в полном соответствии с нормами международного права, поскольку делает это по просьбе легитимного правительства страны. История нашего взаимодействия в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) насчитывает несколько десятилетий с времен СССР, когда Дамаск был одним из наших основных союзников в этом регионе. Но сегодня, в условиях внутреннего вооруженного конфликта в Сирии, его значение существенно возросло. С целью поддержки сирийцев в их противостоянии террористическим группировкам нами осуществляются необходимые военные поставки, значение которых для наших партнеров трудно переоценить. Естественно, для этого используются различные механизмы. Часть оружия и боеприпасов поставляется на коммерческой основе. Однако с учетом того, что финансовые возможности Дамаска в условиях развязанной террористами войны на истощение, общей деградации экономики и западных санкций значительно уменьшились, часть поставок осуществляется безвозмездно либо на льготных условиях.

Стоит упомянуть, что действующие на территории Сирии многочисленные вооруженные группировки пользуются существенной поддержкой деньгами и оружием из ряда иностранных государств, в том числе некоторых соседей Сирии. В этой связи хотелось бы отметить одну любопытную закономерность. При любом изменении баланса сил на поле боя в пользу правительственных сил объемы внешней помощи НВФ из-за рубежа резко увеличиваются. В этой связи можно с большей долей вероятности предположить, что последние успехи сирийской армии простимулируют внешних спонсоров боевиков на активизацию их всесторонней поддержки, вплоть до передачи им опасных видов современных вооружений, например, ПЗРК, которое, скорее всего, в конечном итоге окажется в руках террористов из "Джабхат Ан-Нусра" и "Исламского государства" (запрещены в РФ). Понятно, что это будет дополнительно «подливать масла в огонь» братоубийственного межсирийского конфликта и способствовать затягиванию контртеррористической операции.

- Вопрос о наземной операции в Сирии до сих пор остается открытым. Глава Пентагона недавно заявил о ее необходимости «чем раньше, тем лучше», в первую очередь, в районах Ракки и Мосула. Как мы относимся к подобным планам США?

- В настоящее время мы не располагаем данными о том, что американцы планируют проведение какой-либо крупной наземной операции на территории Сирии. Возглавляемая США международная коалиция использует, прежде всего, военно-воздушные силы. Действующие «на земле» отдельные группы спецназа, как утверждают в Вашингтоне, лишь помогают американским союзникам из числа сирийских оппозиционеров и сами в боевых действиях непосредственно не участвуют.

В этой связи сообщалось о поддержке американцами так называемых "Сирийских демократических сил" на северо-востоке страны, основу которых составляют курдские вооруженные формирования. Именно они, по задумке, должны в перспективе взять город Ракка - "столицу" ИГИЛ. Проходила информация, что с помощью курдов, но уже иракских, аналогичные планы прорабатывались в отношении освобождения Мосула.

Мы принципиально возражаем против любого иностранного военного вмешательства в Сирии или Ираке, которое не было бы санкционировано правительствами этих стран или СБ ООН, будь то наземные или воздушные операции. Что касается поддержки американцами местных вооруженных формирований в их борьбе с ИГИЛ, то имеющиеся у нас на этот счет оговорки связаны лишь с тем, что свои действия упомянутая коалиция не согласовывает с правительством САР.

В части, касающейся Сирии, добавлю, что курдские отряды, насколько нам известно, не особо стремятся наступать на юг в сторону населенной арабами Ракки. Для них было бы предпочтительнее расширять зону своего контроля в западном направлении – туда, где проживаю их соплеменники.

- США заявили о том, что возглавляемая ими коалиция близка к перекрытию турецко-сирийской границы. Действительно ли это так? Сможет ли такой шаг остановить поток контрабандной нефти? Будет ли Россия участвовать в перекрытии границы в случае необходимости?

- Разговоры о скором перекрытии тех участков этой границы, которые на сирийской стороне находятся под контролем НВФ, ходят давно. К сожалению, до настоящего времени каких-либо действительно эффективных мер в данной связи предпринято не было. Хотя американцы не раз заявляли о намерении убедить своих турецких союзников в необходимости положить конец практике трансграничных поставок в Сирию оружия и боеприпасов для боевиков и транзиту джихадистов для пополнения террористических группировок. Повторюсь, что ответственность за происходящее лежит, прежде всего, на правительстве Турции, которое попустительствует упомянутой незаконной деятельности.

Со своей стороны Россия оказывает сирийским властям все необходимое содействие для скорейшего восстановления контроля над приграничными территориями. Там, где это пока невозможно, эффективно работает наша боевая авиация. На брифингах в Минобороны России регулярно озвучивается информация об уничтоженных нашими ВКС караванах с боевиками и оружием, а также автоцистернах с контрабандной нефтью.

- В конце января Турция вновь заявила о том, что российский военный самолет, участвующий в операции ВКС РФ в Сирии, якобы нарушил воздушное пространство страны. Есть ли на данный момент координация с Турцией по каким-либо каналам для предотвращения подобных инцидентов? Считаете ли Вы необходимым создать такие каналы?

- До настоящего времени турецкие власти не представили никаких документальных подтверждений того, что упомянутый инцидент имел место. В частности, мы запросили у Анкары данные объективного контроля, но ответа так и не получили. Насколько мне известно, у нас с турками еще до того, как они в ноябре прошлого года в небе над Сирией сбили российский самолет, уже имелись каналы координации по линии военных ведомств. Проблема, на мой взгляд, заключается не в средствах коммуникации или связи, а в отсутствии у Турции политической воли и желания прекратить провокационные выпады в адрес России. Видимо, на то есть свои причины. О некоторых из них, как известно, уже было немало сказано, в том числе в российских СМИ.

- Пентагон заявляет о том, что действия ВКС РФ в Сирии способствуют укреплению режима Асада и ослабляют позиции умеренной сирийской оппозиции. Также на Западе отмечают, что за счет этого на межсирийских переговорах Дамаск занимает более выгодную позицию, чем несколькими месяцами ранее. Как Вы могли бы это прокомментировать?

- Цели и задачи операции ВКС России в Сирии были неоднократно озвучены нашими официальными представителями на разных уровнях, включая высшее руководство страны. Любые заявления о том, что российские удары якобы большей частью приходятся не на террористов, а на т.н. умеренную оппозицию, являются домыслами, нацеленными на то, чтобы исказить реальное положение дел.

Благодаря эффективным действиям нашей авиации, боевой потенциал тергруппировок в Сирии (прежде всего - ИГИЛ и "Джабхат Ан-Нусры") был серьезно ослаблен. За счет этого укрепились позиции правительственных сил, которые сумели перехватить у противника стратегическую инициативу и теперь уверенно наступают на всех главных направлениях.

Естественно, улучшение ситуации "в поле" не могло не внушить Дамаску большей уверенности в себе, в том числе в контексте перспектив достижения устойчивой нормализации ситуации в стране. Однако это отнюдь не оказало негативного воздействия на подходы сирийского руководства к политическому урегулированию кризиса. В ходе недавней попытки запустить межсирийские переговоры в Женеве под эгидой ООН именно правительственная делегация занимала конструктивную и взвешенную позицию, не выдвигала каких-либо предварительных условий и выражала готовность предметно обсуждать со своими оппонентами все вопросы повестки дня. Этого никак нельзя сказать о представителях оппозиции, чье провокационное поведение стало серьезной головной болью для спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии С.Де Мистуры и фактически вынудило его объявить "паузу" в межсирийском диалоге.

- Может ли президент Сирии Башар Асад посетить Москву во второй раз? Прорабатывается ли такой визит и когда он может состояться? Какие российские делегации могут посетить Сирию и в какие сроки?

- В настоящее время, насколько мне известно, вопрос о повторном визите Асада в Москву в повестку дня не ставился. Впрочем, он может состояться в любое время, если такое решение примут лидеры наших стран. Пока российско-сирийские рабочие контакты и так весьма интенсивно осуществляются на самых разных уровнях и площадках, в том числе через посольства в обеих странах, представительства при международных организациях и т.д. Довольно активным остается делегационный обмен, причем как по линии государственных структур, так и общественных организаций.

Предполагаю, что в близкой перспективе Дамаск могут посетить высокопоставленные российские представители. Если и когда это случится, вся необходимая информация на этот счет будет обнародована. Прежде – временные утечки в СМИ нежелательны, в т.ч. в связи с необходимостью соблюдения всех предусмотренных мер обеспечения безопасности при организации подобных визитов.

- В какой степени осуществляется координация ВКС РФ, выполняющих боевые задачи в Сирии, с отрядами умеренной сирийской оппозиции? Не могли бы Вы привести конкретные примеры и назвать зоны боевых действий, где подобная координация осуществляется и она приносила плоды?

- Естественно, основная координация ВКС России осуществляется с подразделениями сирийской армии в рамках совместной борьбы с тергруппировками. При этом фактически с самого начала нашей операции в Сирии представители российского руководства неоднократно заявляли о готовности к взаимодействию с формированиями т.н. умеренной оппозиции. Некоторые из лидеров этих отрядов отозвались на наш призыв. С ними уже налажены контакты и, в ряде случаев, практическое сотрудничество и координация действий. Такие положительные примеры далеко не единичны и имеются на всех «фронтах» борьбы с тергруппировками. Но приводить конкретику на сей счет я не буду, исходя из особой деликатности данной темы.

Другие полевые командиры местных НВФ предпочли солидаризироваться с теми, кто осуждает операцию ВКС России в Сирии, и объявили нас своими врагами. Допускаю, что для многих это было вынужденное решение, поскольку большая часть действующих в стране умеренных НВФ либо воюет в связке с террористическими группировками, либо так или иначе зависит от них и их зарубежных спонсоров. В любом случае наши усилия по наведению мостов с патриотически настроенной частью вооруженной оппозиции будут продолжены.

- Против террористов ИГИЛ действует условно "российская" коалиция (РФ, власти Сирии, правительство Ирака, Иран), большая коалиция во главе с США, кроме того, недавно объявлено о создании коалиции арабских государств во главе с Саудовской Аравией. Возможна ли в перспективе координация действий между этими тремя силами с целью победить ИГИЛ и, если да, что РФ намерена делать для выполнения этой задачи?

- Повторюсь, что операция ВКС России в Сирии была начата по просьбе легитимного правительства этой страны и нацелена, прежде всего, на поддержку сирийской армии в ее противостоянии с тергруппировками. Мы также тесно координируем свои усилия в борьбе с ИГИЛ с нашими иранскими, иракскими и иорданскими союзниками, в т.ч. посредством созданных совместных информцентров в Багдаде и Аммане, а также с курдами. Но говорить в этой связи о наличии некоего военного альянса России с упомянутыми странами региона я бы не стал. Скорее, речь идет о параллельных форматах и механизмах антитеррористического сотрудничества.

Что касается США, то они действительно возглавляют с виду довольно широкую международную коалицию из числа своих традиционных партнеров, большинство из которых, впрочем, напрямую в военных действиях участия не принимает.

Мы неоднократно публично и по закрытым каналам призывали американцев плотнее взаимодействовать в Сирии, и это предложение до сих пор остается в силе. Однако в Вашингтоне по-прежнему уклоняются от любого сотрудничества по линии военных ведомств. Поэтому до сих пор удалось договориться лишь по Меморандуму об избежании инцидентов в воздухе. Между тем, сама логика событий, в том числе связанная с активизацией антитеррористических операций с участием как россиян, так и американцев, требует оперативного налаживания плотной координации на земле.

Что касается Саудовской Аравии и провозглашенного ею альянса, то никакой практической роли в деле борьбы с ИГИЛ с их стороны мы пока не видим. Ее активность до сих пор ограничивалась в основном политико-пропагандистской сферой.

- Замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов заявлял о том, что Москва оказывает влияние на Дамаск для решения гуманитарных вопросов в Сирии. Могли бы Вы подробнее рассказать о том, какая работа проводится, о ее результатах?

- И считаете ли Вы резонным открыть гуманитарный коридор в Сирии, как это предлагают сделать некоторые западные страны и представители оппозиции? Понадобилась бы в этом случае резолюция СБ ООН?

Комментировать текущее состояние и перспективы развития гуманитарной ситуации в Сирии не вижу практического смысла. В последнее время эта тема постоянно находится в фокусе внимания и активно обсуждается на самых разнообразных международных площадках. Российские оценки и подходы в этой связи неоднократно озвучивались представителями руководства МИД России, а также на брифингах в МИД и Минобороны России.

- Сейчас в качестве темы номер один обсуждается якобы готовящееся турками и саудовцами наземное вторжение в Сирию. Есть ли основания для таких опасений?

- Надеюсь, что речь идет об очередной попытке оказания политического и психологического давления на Дамаск и его союзников. Ведь Турция и Саудовская Аравия в качестве членов Международной группы поддержки Сирии одобрили согласованный план политурегулирования для этой страны. Хотя после турецкой атаки на наш самолет в сирийском небе, как представляется, уже нельзя полностью исключать никаких вариантов. Однако надеемся, что все международные и региональные игроки в данной непростой ситуации будут работать не на повышение градуса вооруженного конфликта в Сирии, а на его деэскалацию.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений