Президент НП "ГЛОНАСС": все основные производители давно освоили выпуск многосистемных приемников

Александр Гурко рассказал о форуме по спутниковой навигации в Китае, а также о ходе реализации проекта экстренного реагирования при авариях на дорогах "ЭРА-ГЛОНАСС"

Президент НП "ГЛОНАСС": все основные производители давно освоили выпуск многосистемных приемников
Президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко.
Фото предоставлено пресс-службой НП "ГЛОНАСС"

Москва. 8 июля. INTERFAX.RU - На прошлой неделе в Харбине прошел первый Российско-Китайский форум по спутниковой навигации. Российская и китайская стороны приняли решение активно развивать сотрудничество в сфере применения навигационных технологий ГЛОНАСС и BeiDou в транспортном комплексе. Функция ответственной за реализацию взаимодействия компании с российской стороны была возложена на некоммерческое партнерство "ГЛОНАСС". Об основных итогах форума в Китае, а также о ходе реализации проекта экстренного реагирования при авариях на дорогах "ЭРА-ГЛОНАСС" в эксклюзивном интервью "Интерфаксу" рассказал президент некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС" Александр ГУРКО.

- Александр Олегович, как вы оцениваете результат первого Российско-Китайского форума по спутниковой навигации?

- Это знаковое событие для двух стран, стороны достигли важных договоренностей. НП "ГЛОНАСС" совместно с Минтрансом России и Китайской спутниковой канцелярией провели совместную сессию. Российские и китайские участники, представители государственных органов и бизнеса двух стран-партнеров обсудили перспективы сотрудничества в сфере применения навигационных технологий ГЛОНАСС и BeiDou на различных видах транспорта: на автомобильном, морском, речном, авиационном.

Минтранс РФ в ходе форума представил НП "ГЛОНАСС" как организацию, которая с российской стороны будет отвечать за развитие сотрудничества России и Китая в сфере применения навигационных технологий ГЛОНАСС и BeiDou на транспортном комплексе.

- Какие основные направления сотрудничества с Китаем в навигационной сфере вы можете выделить?

- 1 июля у нас состоялось закрытое совещание с Китайской канцелярией по спутниковой навигации, во время которого мы определили приоритетные направления сотрудничества. Среди них: разработка и гармонизация стандартов двух стран в сфере применения спутниковой навигации, совместная разработка и продвижение навигационной продукции ГЛОНАСС/BeiDou в части микроэлектроники и оборудования потребителей и смежных областей, сотрудничество по применению в сфере транспорта.

По этим направлениям в ближайшее время совместно создадим консультационные группы для усиления взаимодействия между странами.

- Удалось ли обсудить конкретные проекты?

- Мы договорились о сотрудничестве по двум пилотным проектам. В одном из аэропортов КНР будет установлена "многосозвездная" станция GBAS (ЛККС-А-2000), которая будет работать по двум системам: ГЛОНАСС и BeiDou. Установка такой локальной контрольно-корректирующей станции позволит повысить безопасность полетов и увеличить пропускную способность аэропортов.

Второй проект будет реализовывать российская компания "Транзас". На одной из рек Китая будет внедрена система управления движением судов для безопасной навигации на внутренних водных путях. Использование контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС/BeiDou/GPS для мониторинга трафика судов позволит увеличить точность навигации.

По обоим проектам китайская сторона в настоящее время подбирает подходящие площадки.

- Можно ли рассчитывать, что тесные отношения с Китаем позволят российскому ГЛОНАСС попасть в массово выпускаемые китайские навигационные приемники?

- Начиная с 2012 года, в мире не было анонсировано ни одного нового приемника для гражданского рынка, который бы принимал только сигналы GPS. Все ведущие производители создают многосистемные приемники (как минимум, ГЛОНАСС/GPS, но есть и пятисистемные - ГЛОНАСС, GPS, BeiDou, Galileo, QZNSS), так как они обеспечивают гораздо более высокое качество навигации, чем просто GPS-приемники.

В потребительском сегменте - смартфоны, планшеты - все основные производители микросхем давно освоили выпуск ГЛОНАСС/GPS-приемников, а фирма Qualcomm, например, уже два года предлагает только многосистемные чипы. Можно с уверенностью сказать, что большая часть продаваемых на российском рынке в 2014 году смартфонов и планшетов поддерживает ГЛОНАСС.

ГЛОНАСС также успешно используется в профессиональной области. В России в прошлом году было продано 700 тысяч ГЛОНАСС/GPS-приемников для профессиональных систем на транспорте.

Однако есть одна опасность, которую мы и надеемся преодолеть при помощи сотрудничества с Китаем. По итогам 2013 года доля отечественных приемников для транспорта, например, составила всего 15%. В мировом масштабе эта доля практически незаметна. Весь остальной рынок занят иностранцами. Все современные навигационные приемники построены по принципу программного управления. И нет никаких гарантий, что в силу политических или каких-то иных причин вместе с очередным обновлением программного обеспечения смартфона навигационный приемник не потеряет способность принимать сигналы ГЛОНАСС.

Чтобы так не случилось, и наши потребители всегда имели возможность использовать ГЛОНАСС, мы и хотим договориться с Китаем об унифицированных стандартах навигационно-информационных систем на транспорте, которые обязательно должны поддерживать прием сигналов ГЛОНАСС и BeiDou.

Вообще стоит отметить, что ни одна страна в мире не может заниматься микроэлектроникой на уровне лучших мировых достижений в одиночку. Все современные микроэлектронные продукты – плод многосторонней кооперации. Разделение труда - единственно возможный путь создания конкурентоспособных продуктов.

- Когда может состояться второй Российско-Китайский форум по спутниковой навигации?

- Мы пригласили китайскую сторону принять участие в Форуме "Открытые инновации", это прекрасная возможность показать направления, проекты и результаты сотрудничества ГЛОНАСС/BeiDou. Тем более, страной-партнером форума в этом году выступает Китайская Народная Республика. Надеемся, что в октябре мы сможем вместе представить проекты и планы в части космических систем ГЛОНАСС/BeiDou, совместные решения в сфере транспорта, микроэлектроники, навигационного оборудования и навигационно-информационных услуг для различных категорий потребителей.

- Александр Олегович, каковы первые результаты опытной эксплуатации в России системы "ЭРА-ГЛОНАСС"?

- С начала года мы запустили систему в опытную эксплуатацию. Продолжается ее тестирование. В ходе опытной эксплуатации подтверждаются результаты предыдущих тестов. Согласно им сигнал от абонента в call-центр проходит в среднем за 10 секунд. Это очень хороший результат, но за счет новых технических решений мы планируем добиться еще большей скорости передачи данных. Сейчас перед нами стоит задача по интеграции системы "ЭРА-ГЛОНАСС" с системой "112", порталом госуслуг, системой транспортной безопасности Минтранса, порталом МВД и т.д. Кроме того, мы должны закончить подключение системы к сотовым операторам на местном уровне. Также продолжается формирование нормативно-технической базы, сопряжение с госсистемой стандартов. Видимо, нам придется помогать другим компаниям в организации системы сертификации устройств "ЭРА-ГЛОНАСС". Выявилось, что существует узкое место в части аккредитованных лабораторий. Если ситуация по сертификации автомобилей нам более-менее понятна, то по устройствам необходимо создание сети сертификационных центров. Эту задачу мы планируем решить в текущем году.

- То есть единая система сертификации будет создаваться при НП "ГЛОНАСС"?

- Скорее, при Росстандарте или Минпромторге. Мы просто должны помочь заинтересовать участников бизнеса. Ведь сертификация – это тоже бизнес. Наш экспертный опыт должен помочь сформировать бизнес-модель.

- Готовы ли вы с началом 2015 года ввести систему в промышленную эксплуатацию?

- В базовом функционале система "ЭРА-ГЛОНАСС" начнет работу со следующего года, а до 2017 года все производимые на территории России и завозимые в страну транспортные средства должны будут иметь встроенные решения системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Если будет принято решение о коммерциализации системы, то процесс внедрения на базе навесного оборудования пойдет гораздо быстрее, да и сама система будет сложнее и иметь широкую функциональность.

С 2015 года могут начаться продажи навесного оборудования. Производители телематических терминалов уже начали их активно производить. Внедрением этого оборудования мы параллельно формируем рынок для страховой телематики, других сегментов, по которым еще ни регулятор, ни рынок не сформировали непосредственных требований. Может быть, эти темы непосредственно к "ЭРА-ГЛОНАСС" отношения не имеют, но имеют отношение к коммерциализации дополнительных услуг. Задача номер один, если говорить о базовом функционале "ЭРА-ГЛОНАСС", - поддерживать сертификацию оборудования и транспортных средств. Инфраструктура для этого уже создана и работает.

- Какие средства выделены из бюджета на "ЭРА-ГЛОНАСС" в 2014 году?

- На эксплуатацию системы из бюджета выделен 171 млн рублей. При том что даже без работ по развитию, без интеграции с другими системами, просто на поддержание работоспособности "ЭРА-ГЛОНАСС" нужно 500-600 млн рублей в год. Мы ожидаем, что в июле-августе будет выделено еще 309 млн рублей, что позволит закрыть потребность на текущий год.

С другой стороны, мы понимаем, что эта сумма не решает вопроса развития и интеграции с другими системами. Мы выступаем с предложением открыть проект для привлечения частных инвестиций. Такой подход позволил бы нам в течение трех лет полностью заместить бюджетное финансирование.

- Какое количество пользователей ожидается у "ЭРА-ГЛОНАСС" после ее ввода в промышленную эксплуатацию?

- Есть три категории пользователей, на которых мы рассчитываем в первую очередь. Во-первых, это государственные организации, такие как Ространснадзор, которым было бы интересно взаимодействовать с федеральным оператором для получения информации о перемещении опасных грузов, перевозке пассажиров. Во-вторых, это корпоративный сектор, в том числе операторы взимания платежей за использование федеральных трасс с большегрузных автомобилей; корпорации, осуществляющие мониторинг своего автопарка. Это несколько миллионов абонентов. В-третьих, частные пользователи, то есть простые автовладельцы. Им, в перспективе, мы можем предложить страховую телематику, дистанционную диагностику автомобиля, персональную навигацию и оповещение о ситуации на дороге, эвакуацию. Все эти сервис-услуги будут оказываться не напрямую федеральным оператором, а через бизнес-партнеров.

Частных клиентов за 2015 год может появиться от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч. Основной всплеск притока автовладельцев мы ожидаем после 2017 года, когда в Россию будет разрешено поставлять только оборудованные терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС" автомобили. Несмотря на то, что решение о коммерциализации системы может быть принято в этом году, все равно уйдет какое-то время, по нашим оценкам - около года, на то, чтобы создать полноценную инфраструктуру, способную оказывать коммерческие услуги частным клиентам. Я думаю, что дополнительные сервисы начнут появляться в 2016-2017 годах.

- На каком этапе находится развитие сотрудничества "ЭРА-ГЛОНАСС" с белорусской "ЭРА-РБ" и казахстанской "ЭВАК"? Будет ли аналогичная система на основе ГЛОНАСС создаваться вместе с Арменией?

- Сейчас возобновилось активное взаимодействие с нашими казахстанскими коллегами: 18-19 июня состоялось совещание под председательством ответственного секретаря министерства транспорта и коммуникаций Казахстана Замира Сагинова. Готовится конкурс на проектирование и развертывание системы. Казахстан выделяет на создание "ЭВАК" более 1 млрд рублей (в тенге – по курсу). Мы активно и безвозмездно помогаем коллегам, чтобы к 2015-2016 годам система была развернута.

Мы надеемся, что аналогичная "ЭРА-ГЛОНАСС" система будет создаваться и в Армении, поскольку эта страна вступает в Таможенный союз. Нашим партнерам из Армении и Белоруссии мы предлагаем максимально использовать инфраструктуру "ЭРА-ГЛОНАСС" с вынесением рабочих мест операторов в эти страны. Такое решение мы уже тестировали в Казахстане. Оно позволит сделать услугу доступной в Белоруссии и Армении при минимальных инвестициях и в кратчайшие сроки.

- Когда ожидается ввод в эксплуатацию этих систем?

- Изначально планировалось ввести систему "ЭВАК" в опытную эксплуатацию в 2015 году, но сейчас становится понятно, что это произойдет не раньше 2016 года. Что касается Белоруссии, то если Минск поддержит наши предложения, мы будем готовы уже в следующем году оказывать базовую услугу на всей территории этой страны. Внедрение коммерческих сервисов займет еще год-два.

- С какими странами дальнего зарубежья ведется сотрудничество?

- В целях гармонизации систем "ЭРА-ГЛОНАСС" и европейской еCall мы очень плотно сотрудничаем с уполномоченными организациями Евросоюза. Гармонизация технических требований и стандартов позволят создать единое глобальное пространство безопасности дорожного движения. 15-19 июня на европейском Конгрессе по Интеллектуальным транспортным системам (ИТС) в Хельсинки НП "ГЛОНАСС" совместно с ERTICO (ИТС Европа) представило наглядную демонстрацию гармонизации систем экстренного реагирования "ЭРА-ГЛОНАСС" и eCall.

Демонстрация показала, что европейские водители, чьи автомобили оснащены терминалом eCall, находясь на территории России, смогут при необходимости получить оперативную помощь через контакт-центр системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Аналогичным образом звонки с российских автомобилей, оснащенных терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС", при нахождении на территории Европейского союза будут переадресованы в контакт-центры eCall.

Как я уже говорил, сделаны первые большие шаги к развитию двухстороннего сотрудничества с Китайской Народной Республикой в рамках первого Российского-Китайского ЭКСПО. Состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством РФ и Канцелярией по спутниковой навигации КНР в сфере сотрудничества по глобальным навигационным спутниковым системам.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок