"Убийство в Восточном экспрессе": усищи-то!
В прокат вышла экранизация романа Агаты Кристи, в которой Кеннет Брана снова доказывает, что он король драмы
Москва. 9 ноября. INTERFAX.RU - В российский прокат вышло "Убийство в Восточном экспрессе" - роман Агаты Кристи на этот раз экранизировал британец Кеннет Брана с командой первостепенных звезд и с собой в главной роли.
Эркюль Пуаро (Брана), раскрыв с помощью ботинка сложное дело в Палестине, приезжает в Стамбул, где в надежде на давно желанный отдых принимает приглашение старого знакомого, распорядителя железнодорожной компании (Том Бейтман), отправиться на "Восточном экспрессе" прямиком в Лондон. В поезде шикарные купе и меню, что особенно радует Пуаро, но об отдыхе не может быть и речи: нечистый на руку бизнесмен Рэтчетт (Джонни Дэпп), попросивший у детектива помощи, найден мертвым у себя в купе. Под подозрением оказываются все разношерстные обитатели вагона, включая секретаря убитого (Джош Гад), австрийского профессора (Уильям Дефо), гувернантку (Дэйзи Ридли), графа-танцора (Сергей Полунин), развязную вдову (Мишель Пфайффер), миссионерку (Пенелопа Крус), русскую графиню (Джуди Денч) и ее горничную (Оливия Колман).
Касательно таких фильмов, как "Убийство в Восточном экспрессе", сюжет которых известен заранее, интерес представляет именно исполнение – как авторы решат ту или иную задачу. И новую экранизацию романа Кристи сравниваешь, в первую очередь, с фильмом 1974 года Сидни Люмета (который вообще мог бы называться "12 разгневанных людей"), ставшим своего рода стандартом экранизации Кристи. Люмет в своем фильме показывал процесс разгадывания головоломки – как детектив один за другим ловит героев на лжи (сказав напоследок давшим самые невинные ответы попутчикам "Спасибо, вы очень помогли в расследовании"). В его фильме было интересно посмотреть, как звезды первой величины, в том числе Шон Коннери, Ингрид Бергман и Лорен Бэколл, играют плохих актеров.
Брана же пошел по другому пути. Начинавший как театральный режиссер (и сейчас возглавляющий Королевскую академию драматических искусств), в прошлом много раз экранизировавший Шекспира, а также снявший "Золушку" и почему-то "Тора", он подошел к делу как режиссер драматический – настоящий drama king.
Вместо сопоставления множества нестыковок на первый план выходит конфликт добра и зла, этические проблемы. Вероятно, поэтому из множества зацепок режиссер не оставляет зрителем почти ничего, а великолепные актеры тут и права играют – сложно заподозрить их в неискренности, поэтому разгадка дела становится исключительно прерогативой Пуаро, без участия аудитории. Напротив, те мытарства, которые детектив переживал на пути к разгадке, ранее сокрытые, тут выходят наружу в виде исповедальных монологов – иногда герой произносит их, выступив вперед, как бы на авансцену. Брана в некоторые минуты безбожно драматизирует, встает на цыпочки, рвет рубаху на груди. И целом это не то чтобы плохо, просто странно: сходил в кино, а ощущение такое, что будто бы в театр. Есть в фильме и отдельные удачи, типа цветы кожи доктора и фашистских взглядов профессора, но их не слишком много. И да, фильм стоит смотреть в оригинале, чтобы не лишиться половины удовольствия: при дубляже исчезнут все чудные акценты, с которыми говорят герои, и вместе с тем улетучится изрядная доля их обаяния.
У нового "Убийства в Восточном экспрессе" есть, впрочем, одно неоспоримое достоинство – это роскошное костюмное кино. Каждая деревянная панель купе, десерт, шубка на изящных плечах сделаны с таким вниманием, что оторваться просто невозможно. Фильм в результате напоминает старшего криминального брата "Отеля "Гранд Будапешт" - в общем, это очень красиво. Ах да, и главное: усы Пуаро стали еще шикарнее, а их залом еще изысканнее – и это ли не чудо?
Катя Загвоздкина