Путин поддержал участие России в соглашении стран ОПЕК+
Москва. 12 марта. INTERFAX.RU - Президент РФ Владимир Путин поддерживает участие РФ в соглашении стран ОПЕК+, предусматривающем регулирование уровня добычи нефти для поддержания ценовой стабильности, но призывает помнить о том, что есть и альтернативная позиция: снижение Россией производства дает странам, не входящим в сделку, шанс побороться за дополнительную долю мирового рынка.
О сделке на встрече президента с победителями конкурса управленцев "Лидеры России" напомнил ее куратор в Минэнерго, первый замглавы ведомства Павел Сорокин. По его словам, соглашение ОПЕК+ является очень эффективной мерой, бюджету она принесла 30 трлн рублей. На это Путин заметил, что, хотя Россия зарабатывает больше денег, добыча нефти в стране сокращается, а в других странах, например, в США, растет, и есть мнение, что РФ может потерять свои рынки, а значит в будущем не обеспечит необходимые инвестиции в дальнейшее воспроизводство запасов и добычу.
"ОПЕК+ действительно помогает нам держать цены на нефть и обеспечивать доходы бюджета, но все-таки добыча-то сокращается у нас", - заявил глава государства.
На это первый замминистра энергетики заметил: "Да, добыча сокращается, но здесь очень важно, сколько с одной единицы произведенного товара зарабатывается, и какую гибкость мы потом имеем. Поэтому наша задача на самом деле на средне- и долгосрочный период - эту гибкость иметь, чтобы у нас был потенциал по добыче".
"Надо понимать, что месторождения истощаются, и рента, которую мы можем с этого получить, будет уменьшаться. Но это не так плохо, как звучит, потому что нефтегаз обеспечивает крупнейшие инвестиции в стране. То есть, если рента уходит, она меняется на инвестиции, а это заказ для отечественной промышленности, когда мы сейчас оказались сами с собой и должны это всё (оборудование для нефтегазовой промышленности - ИФ) создавать. Это как раз та отрасль, которая на 10-15 лет вперед может дать заказ гигантской сфере - и IT (мы один из крупнейших заказчиков, как отрасль) и производителям "железа". Поэтому наша задача - обеспечивать достаточный уровень (цены на нефть - ИФ) на рынке для воспроизводства запасов, чтобы доходность была нормальная, и чтобы деньги работали в России", - сказал Сорокин.
"Сейчас сделкой это удается сделать. В принципе такой же логике следуют и остальные страны, которые с нами являются лидерами процесса", - добавил он.
"Правильно, на добытый баррель мы зарабатываем больше, чем если бы цены упали, но поскольку добыча сокращается, а в других странах, таких, как США, растет, мы можем потерять рынки и тогда мы не сможем осуществлять те инвестиции, о которых вы говорите", - подчеркнул Путин.
На это Сорокин заметил, что нужно исходить из того, что пик спроса на нефть "по всем прогнозам и здравому смыслу", не наступит в течение следующих 10-15 лет и будет расти.
Сорокин ответил, что сейчас США вводят в эксплуатацию самые эффективные скважины, которые были пробурены до пандемии COVID-19, но не были запущены.
"А если посмотреть на профиль добычи тех же США и других стран, у них немного другая специфика месторождений - там сланцевая нефть. И последние три года тот бум добычи, который мы видим, происходит за счет того, что они вводят в эксплуатацию скважины, которые они пробурили до COVID-19, но не запустили. То есть, обычный уровень у них был 4 тыс. таких скважин, незадействованных, потом вырос до 8-9 тыс., сейчас опять упал до 4 тыс. то есть самые продуктивные скважины три года вводились, а сейчас начался бум слияний и поглощений, потому что расти уже тяжело, и инвесторы требуют доходности", - пояснил первый замминистра энергетики РФ.
Путин, задав несколько вопросов с позиции критика ОПЕК+, затем отметил, что сам он сделку поддерживает.
"Ну вот, а если бы мы не поддерживали цены на мировом рынке, тогда бы они упали, и сланцевая добыча в Штатах бы развалилась, потому что банки не давали бы им кредитов, имея в виду неперспективность этой добычи. И тогда мы осваивали бы рынки и осуществляли бы инвестиции, а они - нет. Это просто дискуссия, я ему (Сорокину - ИФ) просто излагаю альтернативную точку зрения, он понимает, о чем я говорю. Я-то поддерживаю то, что коллега рассказывает, иначе бы у нас не было бы сотрудничества с ОПЕК+. Он это знает, но альтернативная точка зрения такая", - сказал глава российского государства.
Путин также задал вопрос о намерении отвязать цены на нефтепродукты в России и на мировых рынках. "И вы говорили, что нужно в какие-то моменты отстегивать цены на нефтепродукты на мировых рынках и внутри страны. Мы в состоянии это сделать?", - спросил он Сорокина.
"Мы в принципе в последние 3-6 лет запустили систему налогового стимулирования с демпфером, когда у нас часть сверхдоходов от добычи, когда уходит цена вверх, перераспределяется на стимулирование нефтепереработки, но только той, которая идет на внутренний рынок", - рассказал Сорокин.
Однако, он заметил, что во время слишком большой разницы в ценах на рынках, возникает "серый экспорт" (когда нефтепродукты, за которые бюджет заплатил нефтяникам демпфер, чтобы нефтепродукты оставались внутри страны, покупаются на рынке и все равно отправляются на экспорт - ИФ).
"Бывают, естественно, моменты отдельные, когда случаются перекосы, потому что очень много начинает выезжать серыми путями на внешний рынок, когда очень большая разница между внутренней ценой, которую мы оторвали, и внешним рынком - люди едут просто всерую на экспорт. Но такие моменты отлавливаем", - сказал Сорокин.
"Сейчас достаточно хорошо выстроена система, чтобы перенаправлять потоки и закрывать те дырки, которые возникают. Поэтому сейчас у нас цена на внутреннем рынке на 20-25% ниже, чем на внешнем, и это позволяет в период инфляции удерживать цены на заправках", - подытожил он.
"Вам спасибо, всё получается, надеюсь, будете работать и дальше с такой же отдачей", - резюмировал Путин.
Правительство с начала 2023 года борется с серым экспортом нефтепродуктов, вводя ограничения для "непроизводителей" и уточняя их определение. Тем не менее, осенью прошлого года был введен запрет на экспорт бензина и дизтоплива, а пошлина для "серых экспортеров" всех видов нефтепродуктов повышена с 20 тыс. до 50 тыс. рублей за тонну. Постепенно ограничения на экспорт были сняты (кроме зимнего дизтоплива). Но с 1 марта сроком на полгода введен запрет на экспорт бензина.